За 23 года, прошедших с аварии на Чернобыльской АЭС, система безопасности на атомных станциях была серьезно пересмотрена. Сейчас стоимость систем защиты в проекте атомной станции составляет около 40%. Причиной для усиления мер безопасности стала не только чернобыльская авария, но и та, что произошла в США в 1979 году (АЭС Тримайл Айленд (Three Mile Island), расположенная в 20 километрах от города Гаррисберг, штат Пенсильвания). Об этом заявил Игорь Линге, заместитель директора ИБРАЭ РАН, директор Отделения экологической безопасности и радиационного риска.

"После этого на всех АЭС особое внимание уделялось безопасности. По всем действующим блокам соответствующие работы были начаты сразу после аварии и продолжаются до сих пор. Сейчас в условиях нормального функционирования АЭС ее радиационное воздействие на окружающую среду близко к нулю. Но есть проблема тепловых выбросов, которая в принципе болезненна. Ведь КПД не может быть 100%. Остальное выбрасывается в окружающую среду, и не всегда это плюс. Хотя в сравнении с выбросами тепловых станций, атомные можно назвать из всех зол меньшим", - отметил эксперт.

По его словам, отношение к атомной энергетике всегда было не очень ровным. "И Чернобыль - это только одна из карт вокруг этой игры. За эти 23 года бывало разное: и отказ от использования атомной энергии с закрытием всех АЭС в Швеции к определенному сроку, и перенос этой даты, и недавнее событие с принятием решения о том, что будут продвигаться идеи строительства новых станций, и протесты оппозиции, то есть вокруг начинается политическая борьба", - сказал Игорь Линге. Основной причиной возрождения интереса к АЭС эксперт назвал стремление государств к энергетической независимости и стабильным поставкам электроэнергии. "Потому что с экономической точки зрения инвестиции в экономику длинные из-за сроков строительства, и окупаемость выходит небыстрая. Вторая причина - экологическая. Обе причины примерно равноценны. Для одних стран актуальна первая причина, для других - вторая", - продолжил эксперт.

"Чернобыль, спустя 23 года, - это комплекс, в первую очередь, социальных проблем, проблем, связанных с ограничением и с использованием загрязненных продуктов, хотя загрязненными их можно считать, а можно и не считать, поскольку наши санитарные нормы намного жестче, чем принятые во многих странах, из-за этого возникает множество проблем. Есть проблемы и с ликвидаторами, которым выдали массу льгот в связи с их реабилитацией, а в полной мере эти льготы обеспечить трудно. Это колоссальные деньги. Из-за того, что люди недополучают то, что считают, должны получать, возникают социальные протесты в виде голодовок и пр. Другая проблема - это практически отсутствие новых научных данных. Многочисленные исследования, которые проведены были в области радиоэкологии и радиационной медицины, почти не дали новых результатов, которые бы существенно отличались от тех, что имелись ранее. Произошло это потому, что все было более-менее изучено, и все, что наблюдалось после Чернобыля, укладывалось в те представления, которые существовали до аварии. Радиационная обстановка улучшается быстрее, чем в период полураспада цезия. Могу сказать, что ситуация многократно улучшилась", - сказал Игорь Линге.