Проект создания так называемой "Черноморской кольцевой" автомагистрали в рамках стран ОЧЭС предполагает не строительство новой магистрали, а наиболее удобное объединение существующих дорог в 12 странах-членах Организации. Об этом заявил депутат, член комиссии по экономическим вопросам Национального собрания Армении, представитель партии Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) Ара Нранян на пресс-конференции 20 апреля.

Осуществление данного проекта обеспечит свободное движение грузового транспорта по территории всех стран-участниц ОЧЭС, вследствие чего увеличатся грузопотоки и товарооборот между ними. По словам депутата, к данному проекту необходимо подойти подготовленными и учесть проблемы, существующие в армянской отрасли грузоперевозок. "Проблема состоит в нашей экономической политике, объемы грузоперевозок очень малы, количество водителей и специализированного транспорта минимальное, что особенно сказалось в период войны в Южной Осетии.. "Бензовозов в Армении всего 39", - сообщил депутат. Кроме того, по его словам, армянские компании по грузоперевозкам не конкурентоспособны на региональном рынке, вследствие чего магистрали Армении в основном заполонены иранскими, турецкими и даже грузинскими перевозчиками. "Некоторое время назад существовала также проблема с Ираном - армянские грузоперевозчики не могли заезжать на территорию Ирана. Лишь разрешение такого рода проблем и увеличение собственных мощностей по грузоперевозкам позволит Армении получить максимальную выгоду от кольцевой дороги", - считает парламентарий.

Комментируя проект строительства железной дороги Иран-Армения и транспортной магистрали "Казвин-Решт-Астара" из России в Иран через Азербайджан, депутат заявил, что они не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. "Эти два проекта преследуют различные цели, - отметил Нранян. - Какой бы выгодной ни была для Ирана железная дорога через Азербайджан и Россию, она не обеспечивает для него выхода к Черному морю и связи с Европой. Кроме того, по мнению Нраняна, стремление США к некоторой нормализации отношений с Ираном и недопущению дальнейшего усиления Турции в регионе будут способствовать осуществлению проекта строительства железной дороги Иран-Армения.

Напомним, что соглашение о создании международного консорциума по строительству железной дороги Казвин-Решт-Астара было подписано в Тегеране 2 мая 2005 года представителями Ирана, России и Азербайджана. Общая протяженность дороги должна составить 375 километров. Ее основная часть пройдет через территорию Ирана, длина азербайджанского участка составит 15 километров. Осуществление этого проекта усугубит изоляцию Армении, начатую строительством железной дороги Карс-Ахлкалаки-Тбилиси-Баку, прокладкой нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и пр. Однако в начале апреля 2009 года министр транспорта Армении Гурген Саркисян и министр дорог и коммуникаций Ирана Гамид Балбахани подписали меморандум о расширении сотрудничества в транспортной сфере и о строительстве железной дороги, связывающей напрямую обе страны. При осуществлении этого проекта Армения получит альтернативный порту Батуми выход к морю через Иран (Каспийское море и Персидский залив - ред.), что позволит ей дифференцировать пути и увеличить объем грузопотоков.