Армения - единственная страна, способная обеспечить баланс сил в регионе Южного Кавказа. Об этом заявил депутат, член комиссии по экономическим вопросам Национального собрания Армении, представитель партии Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" Ара Нранян на пресс-конференции 20 апреля.

"Армения - уникальное государство", - убежден Нранян, объясняя это тем, что, "во-первых, одновременно поддерживает дружественные отношения как с Россией, так и с США, строит тесные экономические и политические отношения с Ираном, проводит курс на европейскую интеграцию. Во-вторых, у Армении есть рычаги воздействия на страны в регионе. В отношении Азербайджана таким рычагом на данный момент является карабахский вопрос, а впоследствии, возможно, вопрос Нахичевана. В отношении Грузии - вопрос Джавахка, в отношении Турции - вопрос признания Геноцида армян, для Ирана же Армения - единственный выход в христианский мир и Европу". Нранян применил в отношении Армении термин "государство-скрепка", используемый в американской политической мысли. Таким образом, как считает политик, сегодняшний статус Армении в регионе представляется существенным и с точки зрения великих держав, которым также нужен действенный рычаг для влияния на государства региона. По мнению депутата, вопрос лишь в том, осознаем ли мы "уникальную роль нашего государства и как используем свои возможности".

Основными на пресс-конференции стали армяно-турецкие отношения и открытие границы между двумя государствами. Нранян дал свою оценку изменяющейся на протяжении последних десятилетий роли Турции в Южном Кавказе. По его словам, после Второй мировой войны позиция этого государства в регионе не была когда-либо настолько значимой и слабой одновременно. Последние 10-15 лет Турция пробовала осуществить ряд собственных проектов, которые, по сути, провалились. Речь, в частности, идет о попытке культурной и экономической экспансии в Среднюю Азию сразу после развала Советского Союза, вмешательстве в ситуацию на Ближнем Востоке, усилении роли в исламском мире.

Касаясь процесса карабахского урегулирования в контексте зарождающегося армяно-турецкого диалога, Нранян отметил, что для Турции вопрос Северного Кипра и обеспечение безопасности восточных границ имеют намного более важное значение, чем урегулирование карабахского конфликта. Поэтому этот вопрос существует лишь в качестве рычага, используемого Турцией для давления на Армению, для ослабления ее позиций. У Турции есть лишь одна проблема - признания Геноцида армян. Армяно-турецкие отношения строятся вокруг именно этой оси - признание Геноцида и преодоление его последствий. Причем, Нранян ставит различие между возмещением ущерба и преодолением последствий Геноцида, так как второе предусматривает возмещение не только материального, но и морального ущерба, нанесенного армянскому народу. И Турция четко осознает, независимо от заявлений армянских политиков, что этот вопрос рано или поздно должен быть решен.

Говоря об экономических последствиях открытия армяно-турецкой границы, депутат парламента заявил, что АРФД не против открытия границы. Но партия не принимает выдвижения Турцией каких-либо политических условий. "Границу закрыла Турция, и должна ее открыть Турция", - заявил Нранян. При удовлетворительном решении вопроса для Армении и армянских предпринимателей возникают как плюсы, так и минусы. Среди минусов - условия членства Армении в ВТО, требующие ведения намного более либеральной торговой политики, чем от Турции. Так, например, если пошлинный барьер Армении не может превышать 15% на все виды товаров, импортируемых на ее территорию, то в плане Турции это условие распространяется лишь на 50% наименований товаров (например, пошлины на вино составляют 400%). Такая протекционистская политика Турции и привела к ее быстрому экономическому росту за последние годы, считает депутат. Плюсов может быть не так много, как об этом говорят. Прежде всего, позитивом может стать не экономический эффект, а те уроки протекционистской политики, которая Армения может получить. Для Армении важно просто быть к этому времени подготовленной, в том числе и в законодательном плане. Главное - постановка правильных вопросов, а принятие решений - дело техники, заметил депутат.

Отметим, что Турция в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией в 1993 году. В настоящее время Ереван и Анкара ведут переговоры по нормализации двусторонних отношений. Армения выступает за налаживание отношений без предварительных условий, между тем турецкая сторона требует от Армении отказа от признания Геноцида армян в Османской Турции в начале прошлого века, а также увязывает процесс открытия границы с карабахским урегулированием.