В Узбекистане обсудили вопросы образования национальных меньшинств в Центральной Азии
Узбекистан, 4 апреля, 2009, 12:06 — ИА Регнум. 3 апреля 2009 года в городе Самарканде (Узбекистан) в сотрудничестве с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе прошла региональная конференция на тему "Образование национальных меньшинств в многонациональной Центральной Азии". В ее работе принял участие Верховный комиссар
По словам собеседника агентства, на конференции вопросы образования представителей других наций и народностей в Центральной Азии рассмотрены на опыте Узбекистана. "Среди стран региона только в Республике Узбекистан обучение ведется на семи языках и для этого созданы все необходимые условия. В рамках Государственной общенациональной Программы развития школьного образования в 2004-2008 гг. строительно-ремонтные работы осуществлены в 527 школах с обучением на языках живущих в мире и согласии представителей других наций и народностей. В стране в 1048 школах обучение ведется на языках других этносов и народностей, среди которых: школы с каракалпакским языком обучения - 382, русским - 785, казахским - 549, таджикским - 334, киргизским - 88, туркменским - 49", - отметил представитель пресс-службы.
По его словам, проводятся республиканские олимпиады для учащихся образовательных школ по казахскому, таджикскому, каракалпакскому, русскому языкам и литературе. Призеры этих олимпиад по данным учебным предметам получают право поступления в высшие учебные заведения республики без вступительных экзаменов.
Обеспечение учащихся этих школ учебниками и учебной литературой является одним из первоочередных задач. Совместно со специалистами стран - носителей языка, для учащихся общеобразовательных школ республики создаются учебные программы, учебники и учебные пособия по иностранным языкам. Так, в сотрудничестве с немецкими специалистами были созданы учебники для 5-9-х классов "Аssalom, Dеutsch", британскими специалистами - учебники "Fly High", совместно с французскими специалистами - учебники "Bonjour la France". В сотрудничестве со специалистами России создан учебник "Литература" для 5-го класса и учебно-методическое пособие для учителей школ с русским языком обучения.
"Вместе с тем, при создании учебников было организовано тесное сотрудничество с авторами других республик. В частности, учебник "Алифбо" на таджикском языке был написан совместно с академиком М.Лутфуллаевым. Совместно с авторами Казахстана были созданы учебники "Казахский язык" для 5-11-х классов. На киргизском языке помимо учебников "Чтение" для 2-3-х классов, все остальные (1-11 классы) учебники созданы совместно с киргизскими авторами. Только в 2008 году для всех школ с другими (кроме узбекского) языками обучения созданы оригинальные учебники родного языка и литературы 85 наименований, которые изданы в количестве 810 560 экземпляров. На 2009 год запланировано приобретение учебников по 36 наименованиям (368 191 экземпляр)", - пояснил представитель Минобразования.
Он обратил внимание на то, что по предложению специалистов соседних стран, в которых проживают представители узбекской национальности, Узбекистан оказывает содействие в разработке учебных программ и учебной литературы. Например, для учащихся-узбеков, проживающих в Казахстане, создан учебник узбекского языка и литературы с участием узбекских авторов. Для подготовки специалистов по языку и литературе братских наций и народностей имеются факультеты или их отделения. Так, в Ташкентском государственном педагогическом университете, Ташкентском областном педагогическом институте, Навоийском областном государственном пединституте готовятся специалисты казахского языка и литературы. При Андижанском государственном университете имеется отделение по подготовке учителей киргизского языка и литературы. Самаркандский, Бухарский государственные университеты и Ташкентский областной пединститут имеют факультеты таджикского языка и литературы. В Каракалпакском государственном университете функционирует факультет туркменского языка и литературы.
"Учителя школ с обучением на языках других наций и народностей проходят курсы повышения квалификации по своему предмету при Андижанском, Бухарском, Ташкентском, Самаркандском областных институтах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В Узбекистане накоплен большой опыт по организации повышения квалификации работников народного образования по языкам, изучаемым в общеобразовательных учреждениях нашей страны и в зарубежье. В частности, десятки учителей русского языка и литературы ежегодно повышают свое профессиональное мастерство в вузах и институтах повышения квалификации РФ. Только в течение 2004-2008 годов 312 учителей начального образования по математике, физике, русскому языку и литературе школ с русским языком обучения прошли курсы повышения квалификации в городах Москве и Омске", - заключил собеседник агентства.