Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, завершив пятидневный визит в Тегеран, прибыл в Анкару. Продолжительный вояж таджикского лидера эксперты объясняют тем, что Душанбе, традиционно ориентированный на Москву, пытается уравновесить российский вектор иранским и даже турецким. Об этом пишет сегодня "Независимая газета". Издание уточняет: "Непростые отношения с Россией вынуждают руководство Таджикистана активнее налаживать связи со странами, которые могли бы помочь в реализации энергетических и инфраструктурных проектов. Одной из таких является Иран. Сотрудничество Душанбе с Тегераном началось в 1990-е годы. Однако, как заметил президент Таджикистана Эмомали Рахмон на встрече с духовным лидером Ирана Али Хаменеи, обе страны не полностью используют потенциал для развития сотрудничества, и предложил разработать и принять двустороннюю программу об экономическом сотрудничестве на 2009-2015 годы.

Как известно, Таджикистану необходимо разрешить энергетическую проблему, а именно: завершить строительство Рогунской ГЭС и построить ряд малых и средних гидроэлектростанций на внутренних реках. Иран занимает второе после Китая место по объему инвестиций в экономику Таджикистана. Тегеран ведет строительство гидроэлектростанции "Сангтуда-2", завершает работы по прокладке тоннеля "Истиклол" и готов приступить к реализации проекта Шурабадской ГЭС. Иранская сторона также выражала заинтересованность в строительстве нескольких малых электростанций. Не исключено также ее финансовое участие в строительстве "Рогуна". Кроме того, иранцы прокладывают ЛЭП, железную и автомобильную дороги между двумя странами через территорию Афганистана.

Определенных инвестиций Душанбе ждет и от Турции. Эмомали Рахмон в ходе встречи с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом обсудил вопросы сотрудничества двух стран. В числе приоритетных были названы проекты в гидроэнергетике, создание совместных промышленных предприятий, а также участие Турции в инфраструктурных проектах Центральной Азии.