Экономическая ситуация в Приднестровской Молдавской Республике в условиях мирового финансового кризиса обсуждалась 6 марта в ходе встречи в Тирасполе министра иностранных дел ПМР Владимира Ястребчака с послом Великобритании в Молдавии Джоном Байером и послом Великобритании в Румынии Робином Барнетом. Во встрече также принял участие заместитель министра иностранных дел Сергей Симоненко. Об этом сообщили в пресс-службе МИД ПМР, передает корреспондент ИА REGNUM.

Владимир Ястребчак отметил, что мировой финансовый кризис уже затронул приднестровскую экономику. "Экономический потенциал республики сосредоточен в основном в реальном секторе, и наполняемость бюджета зависит от объемов производства и экспорта товаров. Но в связи с кризисом спрос на внешних рынках значительно сократился, спад производства уже достиг порядка 40%. Сегодня многие предприятия отправляют своих сотрудников в вынужденные отпуска. Эти причины обусловили девальвацию приднестровского рубля. Валюта в республику поступает, в основном, в виде платежей за экспортированные товары. У Приднестровья нет такой мощной валютной подпитки в виде денежных переводов гастарбайтеров, как, например, у Молдавии. Сегодня поддерживать курс приднестровского рубля позволяет лишь финансовая и экономическая помощь России", - сообщил Ястребчак.

В ходе беседы министр отметил: "В Приднестровье по мере сил пытаются бороться с кризисными явлениями. Так, для предприятий предусмотрены налоговые льготы, социальную сферу удается поддерживать за счет кредитов, предоставляемых предприятиям на выплату налогов. Несколько смягчает ситуацию и открытость российского рынка для приднестровских товаров".

Отвечая на вопрос Джона Байера об экономических резервах, которые может предложить сфера сельского хозяйства, Владимир Ястребчак отметил, что "в советский период в Приднестровье эта сфера действительно интенсивно развивалась". "Но с развалом СССР финансирование сельского хозяйства прекратилось. Одним из последствий этого стала утрата системы мелиорации. Приднестровье входит в зону рискованного земледелия, и отсутствие мелиорации самым пагубным образом сказалось на развитии отрасли. Если в советский период здесь развивалось овощеводство и садоводство, то сейчас выращивают в основном зерновые культуры. Надежды в сфере сельхозпроизводства в настоящее время возлагают на частные хозяйства. Но у частников главная проблема - отсутствие рынков сбыта. Внутренний рынок небольшой, а на внешних много конкурентов из Молдавии и Украины. Возрождение отрасли сельского хозяйства в Приднестровье возможно, но для этого необходимы широкие иностранные инвестиции и восстановление перерабатывающей промышленности", - пояснил глава МИД ПМР.

В ходе встречи собеседники затронули и вопросы молдавско-приднестровского урегулирования. Владимир Ястребчак проинформировал британских дипломатов о том, что в минувшую среду Тирасполь направил официальное обращение в адрес официального Кишинева по вопросу организации новой встречи президентов Молдавии и Приднестровья. Приднестровская сторона предлагает провести ее во второй половине марта текущего года.

Отвечая на вопрос о возможности возобновления консультаций в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), глава МИД ПМР отметил, что "для эффективного разговора нужны соответствующие предпосылки, в их числе - нормализация внешнеэкономической деятельности Приднестровья, которая дестабилизирована политикой давления Кишинева, а также наличие согласованной повестки дня".

Владимир Ястребчак выразил признательность британскому дипломату за активную деятельность в регионе, в том числе в процессе молдавско-приднестровского урегулирования. По словам министра, "эта работа способствует развитию прямых контактов между Евросоюзом и ПМР и позволяет без посредников донести руководству ЕС позицию Приднестровья по актуальным вопросам".

Стоит отметить, что, как сообщало ИА REGNUM, 16 февраля Совет министров Европейского союза продлил срок действия "ограничительных мер" в отношении представителей руководства Приднестровья до 27 февраля 2010 года. В "черном списке" приднестровских должностных лиц, которым запрещен въезд в страны-члены Евросоюза, значатся 19 фамилий, среди них президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов и другие представители руководства республики. Стоит отметить, что в данном "черном списке" не присутствует фамилия спикера Верховного совета ПМР Евгения Шевчука. Впервые санкции, ограничивающие свободу передвижения для представителей руководства Приднестровья, были введены в конце февраля 2003 года. Данные санкции также предусматривают запрет на выдачу виз в страны-члены ЕС, а также запрет на проезд через их территорию. Евросоюз считает, что включенные в список приднестровские официальные лица несут непосредственную ответственность за отсутствие прогресса в приднестровском урегулировании.

Министерство иностранных дел ПМР 18 февраля заявило, что выражает озабоченность в связи с продлением санкций в отношении приднестровского руководства. В частности в заявлении говорится: "Устанавливая необоснованные запреты и прибегая к неаргументированным мерам давления исключительно на одну из сторон конфликта, Евросоюз и Соединенные Штаты тем самым вновь ставят вопрос о своей способности выполнять функции наблюдателей в "Постоянном совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию". В этой связи Приднестровье оставляет за собой право ответного принятия мер, которые необходимы для защиты суверенитета и независимости, безопасности и общественной стабильности от попыток вмешательства во внутренние дела республики. Также внешнеполитическое ведомство ПМР напоминает, что вопрос о запрете въезда иностранных граждан, в том числе сотрудников дипломатического корпуса, на территорию государства по мотивам публичного порядка в международной практике рассматривается как суверенное полномочие каждого государства. В заявлении МИД ПМР отмечается: "Приднестровская сторона продолжает консультации с посредниками и гарантами, в том числе относительно перспектив развития ситуации и возможности выстраивания новых моделей диалога по молдавско-приднестровскому урегулированию".