В кризисный период высшая школа способна играть и роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, новую информацию в самом широком смысле этого слова, востребованную на рынке труда. Об этом сегодня, 3 марта, заявил председатель правительства РФ Владимир Путин, на совещании по совершенствованию системы подготовки востребованных специалистов, состоявшемся в ходе посещения Московского физико-технического института в г. Долгопрудном.

Одно из ключевых задач Путин назвал формирование сети национальных исследовательских университетов. "В феврале были приняты поправки в закон о высшем образовании, - напомнил он. - Таким образом, исследовательские университеты получили необходимую правовую основу для своей работы. Их главная задача заключается в том, чтобы вывести подготовку научных и инженерных кадров в России на качественно новый уровень, ликвидировать дефицит квалифицированных специалистов в высокотехнологичных секторах экономики".

"Не менее значимой является другая миссия национальных исследовательских университетов - научно-технологическое обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики России, внедрение в экономику и социальную сферу конкурентоспособных на мировом уровне достижений науки и техники. Мы также рассчитываем, что деятельность исследовательских университетов позволит оптимизировать предложение на рынке образовательных услуг, - отметил он. - Всем известно, что у нас наметился явный перекос в сторону гуманитарных специальностей - юристов, экономистов, менеджеров. Резать "по живому" здесь, разумеется, не нужно. Но вот что нужно сделать - это поднять престиж технического и естественно-научного образования. И здесь исследовательские университеты могут сыграть значительную роль".

"Формирование сети исследовательских университетов несомненно будет способствовать и повышению конкуренции в вузовской среде. Ведь соответствующая категория будет присваиваться только по итогам конкурса программ развития высших учебных заведений и на основе решения правительства Российской Федерации, - подчеркнул премьер. - Основными критериями конкурсной оценки должны стать обеспечение глубокой интеграции образовательного и исследовательского процессов, а также - тесной связи с производством. Для того, чтобы стать исследовательским университетом, вузы уже на первоначальном этапе должны будут выделить приоритетные направления своего развития, отказаться от непрофильных специальностей, сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды - малых инновационных предприятий, внедренческих фирм и технопарков и тому подобных инфраструктур".

Как отметил Путин, предполагается, что на первом этапе соответствующих статус могут получить порядка 10-15 высших учебных заведений. На поддержку исследовательских университетов в 2009 году в бюджете в этом году будет выделено 3 млрд. рублей.