Для водителей, застрахованных полисом ОСАГО с 1 марта, вступят в силу новые правила ввода упрощенного оформления ДТП - система "Европротокол" и прямое урегулирование убытков при возникновении страхового случая. Об этом сообщил директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов 26 февраля на пресс-конференции в Москве, передает корреспондент ИА REGNUM. По словам Козлова, система "Европротокол" позволит зарегистрировать страховой случай без непосредственного участия сотрудников ГИБДД при условии, если в ДТП будут участвовать только два транспортных средства, не нанесен вред здоровью, ответственность участников застрахована и у них нет разногласий в оценке обстоятельств ДТП. При этом, сумма ущерба по предварительной оценке не должна превышать 25 тыс. рублей.

По словам Козлова, суть поправок в закон об ОСАГО в возможности владельца полиса получить компенсацию ущерба непосредственно в своей страховой компании, а также в возможности водителям-участникам ДТП при реализации процедуры упрощенного урегулирования в обязательном страховании автогражданской ответственности покинуть место ДТП без вызова представителя ГИБДД. Козлов отметил, что поправки начнут действовать только при определенном наборе условий. Прежде всего, водителям необходимо четко соблюдать порядок действий, указанный в договорах о страховании. Упрощенная процедура урегулирования мелких убытков будет применяться только после заключения участниками ДТП новых полисов ОСАГО с 1 марта.

По словам Козлова, эффективность новой системы не вызывает сомнения. Однако ее введение будет постепенным до марта 2010 года, пока все автовладельцы не перейдут на новые полисы ОСАГО. Сами полисы, их содержание при этом меняться не будут, сказал Козлов.

Он также отметил, что страховые компании опасаются всплеска мошенничества со стороны автовладельцев. В связи с этим автостраховщиками будут предприниматься беспрецедентные меры. В частности, все дела по таким видам мошенничества будут передаваться в суды, "чтобы мошенники понимали меру ответственности". В случаях, если суды не накажут за подобные нарушения, к мошенникам будет применяться норма финансового наказания, так называемый "штрафной коэффициент" при оформлении следующего срока автострахования.

Представитель РСА отметил, что при введении новых правил для автовладельцев возрастет нагрузка на страховые компании, которые будут вынуждены платить как по своим договорам, так и по договорам других компаний. Он отметил, что страховщики уже затратили на переход к новым правилам 85 млн. рублей, без государственной поддержки. При этом Козлов отметил, что, несмотря на то, что страховщики достаточно безболезненно пережили кризис, без банкротств не обойдется. Уже с начала года у трех компаний по автострахованию были отозваны 3 лицензии. При этом интересы клиентов не пострадали, добавил представитель РСА.

Начальник управления "Европротокола" Андрей Юрьев сообщил, что при переходе к новым правилам для автовладельцев действует ряд ограничений. В частности, воспользоваться правом "упрощенки" смогут только участники ДТП с участием не более двух транспортных средств. Обязательным требованием также является наличие полиса ОСАГО у участников ДТП. Основным принципом системы упрощенного оформления ДТП является отсутствие разногласий в оценке ущерба. Для того, чтобы воспользоваться этим правилом, участникам достаточно будет воспользоваться извещением, в котором будут поставлены подписи обоих участников происшествия. Страховая компания будет производить выплаты, опираясь на обстоятельства, изложенные в извещениях, отметил Юрьев.

Согласно новой системе, клиенты смогут получить возмещение ущерба до 25 тыс. рублей в 100-процентном объеме в своих страховых компаниях в течение 30 дней, после чего компании будут производить взаиморасчет без ущерба интересам автовладельцев. Сумма ущерба свыше 25 тысяч рублей не может быть выплачена страховой компанией без постановления ГИБДД.

Юрьев сообщил, что для выполнения расчетов со страховыми компаниями создан клиринговый центр, к которому подключены все участники рынка. Страховщики будут получать фиксированные суммы по взаиморасчетам. Их 9 в различных регионах. Принцип работы по фиксированным суммам, по словам Юрьева, связан с тем, что до сих пор не существует единой методики расчета ущерба в ДТП, над которой сейчас работает ряд ведомств. Он выразил надежду, что в скором времени такая система должна появиться.

Начальник управления "Европротокола" отметил, что ко вступлению в силу новой системы подготовлена вся необходимая нормативная база для расчетов с клиентами. До конца 2009 года планируется завершить работу над поправками в Налоговый кодекс РФ по взаиморасчетам между страховыми компаниями. Кроме того, РСА подготовили разъяснительные информационные ролики по новым правилам для автовладельцев на основе мультфильмов "Следствие ведут колобки". Эти ролики уже появляются на ведущих телеканалах России.

Юрьев рекомендовал автовладельцам обратить внимание на выбор добросовестной страховой компании при заключении новых договоров ОСАГО с тем, чтобы не возникло проблем по выплатам ущерба в случае ДТП. Он также рекомендовал приобретать полис ОСАГО в офисах компаний, а не у посредников.

Согласно данным РСА, приведенным Юрьевым, порядка 70% страховых выплат по договорам ОСАГО в случае ДТП с участием двух транспортных средств приходится на суммы 25-30 тыс. рублей. За 7 лет действия закона о страховании ответственности автовладельцев страховыми компаниями выплачено порядка 170 млрд рублей 7 млн пострадавшим в ДТП. Вице-президент РСА Андрей Батурин заявил о том, что к лету автостраховые компании произведут расчеты, насколько возрастут издержки компаний в связи с введением новых правил для автовлдельцев.

Президент Российского Союза автостраховщиков Андрей Кигим, рекомендовал водителям в случае сомнений в сумме ущерба не прибегать к упрощенной системе оформления ДТП. "Сомнения всегда должны трактоваться клиентом в свою пользу", - сказал Кигим. "Водителям следует помнить, что ошибка в определении размера ущерба влечет для него финансовые последствия. Если ремонт будет стоить дороже, страховщик, оформляющий убыток по упрощенной процедуре, не будет иметь права доплатить ему сверх установленной законом суммы в 25 тыс. рублей", - считает глава РСА. Он также обратил внимание на отсутствие наработанных процедур в российских судах в отношении присуждения ущерба по упрощенному урегулированию. "Нужно понимать, что водителю в суде самому потребуется отстаивать свою позицию и доказывать претензию на получение большего возмещения в отсутствие доказательной базы, каковой до сегодняшнего дня служила справка ГИБДД о ДТП", - сказал Кигим.