В целом кризис, как это ни странно прозвучало бы, сейчас создает дополнительные благоприятные условия именно для отечественного малого бизнеса, заявил журналистам заместитель директора по прикладным исследованиям Института экономики Академии наук Шукурбек Мирзаджанов, передает корреспондент ИА REGNUM. По его словам, в периоды высокой экономической непредсказуемости практически все транснациональные корпорации и крупные предприятия, работающие на отечественном и региональном рынках, выбирают так называемую оборонительную стратегию: сокращают издержки путем свертывания рекламных кампаний, увольнения части работников и т.д. и т.п. Таким образом, на различных сегментах рынка происходит некоторое затишье. "В связи с этим, к примеру, на рынке рекламы появляются свободные рекламные площади по низким ценам, на рынке недвижимости наблюдается рост предложений производственных и офисных помещений опять же по приемлемым расценкам. Импортируемые сырьевые материалы также становятся доступными и по цене, и по качеству, на рынке труда - высококлассные специалисты с запросами такого уровня зарплаты, который могут себе позволить и не очень крупные предприятия. Таким образом, когда большинство компаний занято пережиданием, малые предприятия, выбравшие наступательную стратегию, привлекая инвестиции, внедряя инновационные технологии, запуская новые продукты, за короткий период могут выйти на такой уровень, на какой в других условиях вышли бы за 10-15 лет", - пояснил экономист.

По мнению эксперта, перспективными могут быть различные направления бизнеса, при условии рассмотрения их сквозь призму инноваций. "С помощью инноваций можно любой, даже устоявшийся бизнес поднять на новый уровень. Например, в Академии наук имеется банк высоких технологий. Это огромный пласт данных об уникальных изобретениях и инновационных разработках, которые могут помочь конкурировать с ведущими производителями мира, и которые, к сожалению, еще не дошли до производства. Возьмем, к примеру, рынок молочной продукции. Кажется, он уже и так настолько высококонкурентный, что новичку на него не пробиться. Трудно придумать еще такой продукт, который отсутствовал бы на молочном рынке. Однако имеется уникальная технология, с помощью которой можно из коровьего молока получать продукт, идентичный кумысу со всеми его лечебными свойствами, причем больше ни одна страна ею не владеет. А ведь кумыс очень хорош для лечения того же туберкулеза, этот продукт вполне можно экспортировать. Вот вам и новое перспективное направление, особенно учитывая, что с этого года до 2012 года микрофирмам и малым предприятиям, специализирующимся на переработке молока и мяса на 50 процентов снижены ставки единого налогового платежа", - подчеркнул заместитель директора НИИ. Он также сообщил, что еще один рынок, где много производителей и жесточайшая конкуренция - производство столовой и газированной минеральной воды. "Тем не менее, на нем есть сегмент так называемых спортивных напитков, который в мире очень развит, а в нашей стране нет. Хочу заметить, что это не энергетики, а тонизирующие напитки, обогащенные витаминами, кислородом и другими полезными веществами. Также в рамках Академии наук разработан уникальный препарат тонизирующего и адаптационного действия "Экдистен". Он помогает спортсменам быстрее приспосабливаться к климатическим и другим условиям страны, где они выступают, снимать стресс. Банк инновационных технологий Академии наук содержит такие разработки, как фотоэлектрические установки и солнечные водонагревательные коллекторы, представляющие собой энергосберегающие технологии, множество других разработок в сфере сельского хозяйства, медицины, фармакологии, биологии и другие. Вообще, в экономике развитых стран около 60 процентов прироста ВВП достигается за счет применения инновационных технологий. В странах СНГ этот показатель не превышает и 10 процентов", - заключил Ш. Мирзаджанов.