Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты проверки исполнения обязательств открытыми акционерными обществами "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", "Авиакомпания "Самара" перед пассажирами и кредиторами, а также использования топлива, выделенного ЗАО "Эйрюнион" из государственного резерва правительством Российской Федерации под гарантии государственной корпорации "Ростехнологии". Как сообщили ИА REGNUM сегодня, 16 февраля, в департаменте информации Счетной палаты Российской Федерации

ОАО "Авиакомпании "Красноярские авиалинии", "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", "Авиакомпания "Самара" созданы в 1992-96 годах в соответствии с действующим законодательством путем преобразования авиационных предприятий. Российской Федерации принадлежит контрольный пакет акций ОАО "Авиакомпании "Красноярские авиалинии" (ОАО "КрасЭйр"), "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (ОАО "ДАЛ"), а также 46,49% акций ОАО "Авиакомпания "Самара" (ОАО "Самара"). При сохранении в 2007-08 годах положительной динамики объемов перевозок в гражданской авиации России производственно - экономические показатели (пассажирооборот, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и грузов, налет часов) проверяемых авиакомпаний имели тенденции к снижению. Проверка показала, что в январе - сентябре 2008 года рост расходов авиакомпаний значительно опережал рост доходов, в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов. Деятельность ОАО "ДАЛ" и ОАО "Самара" на протяжении всего проверяемого периода была убыточной, величина чистого убытка составляла: по ОАО "ДАЛ" за 2006 год - 495,6 млн. рублей, за 2007 год - 459,4 млн. рублей, за 9 месяцев 2008 года - около 1,4 млрд. рублей, по ОАО "Самара" за 2006 год - 94,8 млн. рублей, за 2007 год - 59,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2008 года- 231,7 млн. рублей. Анализ показателей финансового состояния, финансовой устойчивости и вероятности банкротства показал, что проверяемые авиакомпании в 2007 и январе - сентябре 2008 года имели высокую финансовую зависимость от заемных средств, испытывали недостаток в собственных источниках финансирования, находились в кризисном финансовом состоянии с наличием на протяжении всего периода высокой вероятности банкротства. При этом ЗАО "Эйч Эл Би Внешаудит" на протяжении нескольких последних лет являвшееся аудитором авиакомпаний выдавало им безоговорочно положительные аудиторские заключения и не информировало собственника - Российскую Федерацию о существующих серьезных проблемах.

В ходе проверки также выявлено, что за проверяемый период дебиторская задолженность Авиакомпаний значительно увеличилась: ОАО "ДАЛ" - в 2,9 раза, ОАО "КрасЭйр" - в 2,3 раза, ОАО "Самара" - на 86,7%, за тот же период общая кредиторская задолженность Авиакомпаний увеличилась: ОАО "ДАЛ" - в 3,4 раза, ОАО "КрасЭйр" - на 63%, ОАО "Самара" - на 29,7%. По состоянию на 1 октября 2008 года кредиторская задолженность за авиационное топливо составляла: ОАО "КрасЭйр" - более 1,4 млрд. рублей, ОАО "ДАЛ" - около 2 млрд. рублей (рост с 1 января 2007 года - в 2,6 раза), ОАО "Самара" - около 180 млн. рублей (рост в 3,9 раза). Принимаемые меры по снижению и урегулированию кредиторской задолженности авиакомпаниями были недостаточны. В судебные органы поступали многочисленные исковые заявления к авиакомпаниям от поставщиков, заказчиков и прочих кредиторов. Как отмечалось на коллегии, в период массовых задержек рейсов авиакомпаниями были допущены нарушения требований, установленных Правилами воздушных перевозок по взаимоотношениям с пассажирами задержанных рейсов в части предоставления питания и организации отдыха, а также возврата денежных средств за неиспользованные билеты. Кроме того, работа по удовлетворению претензий и жалоб пассажиров ОАО "КрасЭйр" и ОАО "Самара" была организована на крайне низком уровне. Основной причиной массовых задержек рейсов авиакомпаний явилось резкое ухудшение их финансового положения, вызванное, как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом авиакомпаний и ООО "ЭйрЮнион".

По результатам контрольного мероприятия выявлено, что, концентрируя на своих счетах значительные средства авиакомпаний от продажи пассажирских перевозок, ООО "ЭйрЮнион" предоставляло в 2007 - 2008 годах займы сторонним организациям на общую сумму 142,7 млн. рублей. При этом займы предоставлялись по ставкам ниже ставок привлекаемых авиакомпаниями кредитов в кредитных организациях. Кроме того, авиакомпаниями с ООО "ЭйрЮнион" заключались договоры на продажу авиаперевозок на международные чартерные рейсы на заведомо невыгодных условиях.