ОАО "РЖД" планирует начать в этом году строительство железной дороги Казвин - Решт - Астара (Иран). Об этом заявил президент компании Владимир Якунин, находясь с визитом в иранском Тебризе. Владимир Якунин принял участие в торжественной церемонии в честь начала работ по электрификации железнодорожной линии Тебриз - Азаршахр. На церемонии присутствовали также президент Железных дорог Ирана Хассан Зияри, губернатор провинции Восточный Азербайджан Ахмед Ализер Бейги и др. Об этом сообщает центральная железнодорожная газета "Гудок".

Намеченная к электрификации на переменном токе железнодорожная ветка расположена в пригороде Тебриза. Она имеет в основном социальную направленность и обеспечивает перевозку студентов, обучающихся в университете Азаршахра. Участок протяжённостью 46 км примыкает к участку Джульфа - Тебриз и был электрифицирован в 1979 году при участии тогда ещё железнодорожников СССР. Электрификация участка Тебриз - Азаршахр будет осуществлена ОАО "РЖД" согласно заключённому в марте 2008 года контракту с Иранскими железными дорогами. Оснащение контактной сетью этой линии позволит повысить скорость движения поездов, обеспечить возрастающие объёмы пассажирских и грузовых перевозок. Генподрядчиком проекта является ОАО "Зарубежстройтехнология". Для монтажа контактной сети в Иран из России будет поставлена новая спецтехника. В частности, это новые электромонтажные мотрисы с колёсными парами для используемой в Иране колеи 1435 мм, изготовленные на Тихорецком машиностроительном заводе.

Российские железнодорожники не исключают своего участия и в электрификации линии Бафг - Бендар-Аббас (порядка 615 км). Перспективны и другие направления сотрудничества, включающие аренду иранской стороной оборудования для диагностики состояния железнодорожного пути и локомотивов, поставку рельсов, шпал, тележек. В ходе своего визита в Тебриз Владимир Якунин особо отметил важность развития коридора "Север - Юг". "Повысить его конкуренто­способность может организация прямого железнодорожного сообщения с Ираном через Азербайджан и реализация проекта строительства железнодорожной линии Казвин - Решт - Астара (Иран) - Астара (Азербайджан). На маршруте должна быть сквозная тарифная ставка, в которую бы включались все расходы по перевозке грузов. И эта ставка должна быть как можно более привлекательной. Это создаст необходимые условия для привлечения дополнительных объёмов экспортно-импортных и транзитных грузов, а также позволит более эффективно использовать геополитическое положение наших стран", - подчеркнул глава РЖД. Как уже сообщал "Гудок", в рамках реализации проекта Казвин - Решт - Астара в 2008 году Россия, Азербайджан и Иран подписали трёхсторонний Меморандум о взаимопонимании по вопросам строительства железнодорожной линии. Также была достигнута договорённость о формировании рабочих групп для разработки концепции совместной деятельности, согласованы условия создания совместного предприятия с местом регистрации в Москве для решения организационно-правовых условий реализации проекта. В ноябре 2008 года российская сторона разработала ТЭО проекта. Очередная трёхсторонняя встреча запланирована в Санкт-Петербурге в конце февраля 2009 года.