"В плоскости прошедшего государственного визита президента России Дмитрия Медведева в Узбекистан лежал целый пласт вопросов, связанных с дальнейшим развитием сотрудничества Москвы и Ташкента на многосторонней основе в рамках международных организаций и структур, в том числе ООН, ШОС и СНГ. В числе этих вопросов рассматривались и водные проблемы региона". Об этом заявил узбекским СМИ эксперт Фонда региональной политики (Узбекистан) Фаррух Жураев, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По его словам, из-за неэффективного управления водным хозяйством возникают некоторые разногласия при распределении водных и энергетических ресурсов. Особенно между странами, расположенными в верховьях и низовьях рек. Все государства, задействованные в этом процессе, понимают, что причина нехватки воды не только в глобальном потеплении климата, но и в утрате управления некогда единым водохозяйственным комплексом.

"Однако всему этому можно было бы положить конец хотя бы с учетом международных договоренностей и конвенций об использовании ресурсов трансграничных рек. Но Киргизия и Таджикистан, расположенные в верховьях крупнейших рек региона, стараются придать водной проблеме экономический оттенок, требуя от расположенных в низовьях рек Казахстана и Узбекистана денежных выплат. Более того, сегодня можно констатировать, что вода "перетекла" в политическую плоскость", - отметил узбекский эксперт.

Он отметил, что практически сразу же после окончания визита Медведева в Узбекистан МИД Таджикистана передал в посольство Российской Федерации ноту протеста, которая касается заявления российского президента в Ташкенте. "Так, президент России, обсуждая с узбекским коллегой проблему использования воды в регионе, отметил, что гидроэнергетические станции в Центрально-Азиатском регионе должны строиться с учетом интересов всех соседних государств, добавив при этом, что, "если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах". Казалось бы, все предельно открыто и понятно. Более того, это ни в коей мере не нарушает ни одного из существующих соответствующих международных актов. Свою договоренность президенты России и Узбекистана закрепили в Совместном коммюнике, где "стороны согласились с необходимостью учета интересов всех государств, расположенных на трансграничных водотоках Центрально-Азиатского региона, при осуществлении проектов строительства на них гидроэнергетических сооружений, руководствуясь общепризнанными нормами международного права". Именно это стало "красной тряпкой" для Душанбе, который, видимо, не устраивают общепризнанные нормы международного права и который считает, что в споре между Таджикистаном и Узбекистаном по нормам использования рек, протекающих по территориям обеих стран, Россия заняла сторону Ташкента", - пояснил политолог.

По его мнению, "никто ничью сторону не занимал": просто сегодня, как никогда становится очевидным, что водная проблема затрагивает интересы национальной безопасности всех стран региона, влияет на весь процесс государственного строительства. "Она играет ключевую роль в экономическом и стратегическом развитии региона, в модернизации не только экономик, но и социальной сферы каждого государства и в целом ситуацию в Центральной Азии. Поэтому превращение воды в политико-экономический инструмент давления чревато необратимыми процессами, тем более, что очевидной выгоды тот же Таджикистан не имеет - в республике постоянно снижается урожайность, из оборота выпадают плодородные прежде земли, часть которых брошена или не орошается. В целом в Таджикистане эрозия почв затронула почти 97% земель. Так кому от этого какая выгода? Неужели, отбросив политические амбиции, нельзя сесть за общий стол переговоров и открыто и объективно раз и навсегда покончить с разладом, в котором присутствуют все республики Центральной Азии?", - выразил свое возмущение узбекский эксперт.

Он обратил внимание на то, что "именно это и предложили, по сути, сделать Медведев и Каримов: давайте развиваться, не мешая, а помогая друг другу, давайте подумаем о завтрашнем дне, так как уже сегодня эксперты ООН констатируют, что потеря пахотных угодий, а значит и сокращение производства продовольствия, обернулось для региона ежегодным уменьшением сельскохозяйственного производства на два миллиарда долларов или тремя процентами ВВП". "Итоги прошедшего визита могут, как видим, третьими сторонами оцениваться по-разному. Для сообщества же России и Узбекистана понятно, что в сложившихся условиях совместные действия союзников и стратегических партнеров приобретают качественно новый характер, который, вполне вероятно, окажет уже в ближайшей перспективе свое позитивное воздействие на развитие не только двух наших стран, но и региона в целом", - заключил узбекский аналитик.