В российско-таджикских отношениях назревает серьезный конфликт, следствием которого может стать отмена президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном рабочего визита в Москву, намеченного на 2 февраля. Об этом пишет сегодня газета "Время новостей". Поводом к нему стала обида, с которой таджикское руководство восприняло итоги состоявшихся в конце прошлой недели переговоров президентов России и Узбекистана в ходе визита Дмитрия Медведева в Ташкент. Российский президент публично выразил там солидарность с обеспокоенностью узбекской стороны в связи со строительством ГЭС в соседних странах, что, по мнению Ташкента, угрожает катастрофическими последствиями расположенным ниже по течению трансграничных рек территориям Узбекистана.

26 января таджикский МИД направил ноту на имя временного поверенного в делах РФ в Таджикистане Вячеслава Светличного. В документе выражалось "недоумение" заявлением президента Медведева, которое "не сходится с выраженной им ранее готовностью Российской Федерации принять участие в завершении строительства Рогунской ГЭС". Еще более резкие формулировки в таджикской ноте были адресованы Ташкенту, который "вмешивается во внутренние дела Таджикистана, распространяя научно непроверенные факты о строящихся в Таджикистане гидроэнергетических объектах, вводя в заблуждение мировое сообщество различными домыслами и инсинуациями".

Как пишет газета, залпом по Москве и Ташкенту "выстрелили из всех орудий" таджикские печатные СМИ: "Эмир Дмитрий и лже-Тамерлан", "Ташкентский заговор", "Таджикистан в блокаде. Кремль поддержит Ташкент?", "О чем шептал на ухо Каримов Медведеву над могилой хромого Тамерлана". Одни авторы обвиняли Россию в невыполнении обещаний четырехлетней давности инвестировать 2 млрд долл. в Таджикистан, утверждая, что бывший президент Владимир Путин должен бы и отвечать за срыв договоренностей. Другие авторы советовали таджикскому руководству незамедлительно поставить перед Москвой вопрос о пересмотре всех договоренностей о размещении 201-й российской военной базы в Таджикистане и о передаче России расположенного на Памире центра электронного слежения за космическими объектами "Окно". Как говорилось в одной из статей, военное присутствие России "пугает" страны исламского мира, которые в такой ситуации "брезгуют" вложением инвестиций в Таджикистан. Любопытно в связи с этим, что именно вчера таджикские СМИ особенно подробно пересказывали содержание телефонного разговора, состоявшегося между президентами Таджикистана и Ирана - Рахмоном и Ахмадинежадом, в котором лидеры подробно обсудили нынешнюю ситуацию.

В таджикскую прессу из кругов, близких к таджикскому руководству, попали утечки информации об отказе предоставить агреман Юрию Попову, предложенному Москвой в качестве нового российского посла в Душанбе. Как сообщили "Времени новостей" источники в журналистских кругах Таджикистана, представители властей страны в начале этой недели в деликатных беседах объясняли прессе, что "настало время защищать национальные интересы". Газета получила сведения о готовности таджикского президента Эмомали Рахмона отказаться от намеченного на 2 февраля визита в Москву. Как сообщало ранее ИА REGNUM, то, что создание гидроэнергетических станций в Центральноазиатском регионе должно строиться с учетом интересов всех соседних стран, а также на основе норм международного права по использованию вод трансграничных рек, заявил на пресс-конференции в Ташкенте президент России Дмитрий Медведев после переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. "В противном случае, придется решать возникшие проблемы не в экономическом плане, а в политическом", - отметил глава государства. По его словам, все заинтересованные стороны данный вопрос должны решить на коллегиальной основе. Медведев в заключение отметил, что если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах.