Эстония, 26 января, 2009, 15:32 — ИА Регнум. Некоммерческое объединение "Эстонский военный мемориал", занимающееся в числе прочего и вопросами воинских захоронений на территории Эстонии, приветствует начало российско-эстонского политического диалога, начавшего с визита 22-23 января первого заместителя министра иностранных дел России Владимира Титова в Эстонию. Об этом говорится в официальном заявлении общества, переданном сегодня, 26 января, ИА REGNUM. В заявлении отмечается, что контакты подобного рода дадут импульс к подписанию российско-эстонского договора о воинских захоронениях.
"Эстонский военный мемориал" сообщил ИА REGNUM, что де юре на сегодняшний день в Эстонии "не похоронен" ни один советский военнослужащий, погибший в годы Второй мировой войны. До 1991 года учет военных захоронений велся военными комиссариатами Министерства обороны СССР, после вывода Советской армии с территории Эстонии в августе 1994 года документы о захороненных военнослужащих официально не были переданы эстонской стороне. В свою очередь, эстонское государство с 1995 года ведет учет не военных захоронений, а только тех памятников возле них, что представляют художественную ценность.
Принятый в 2007 году закон "О воинских захоронениях" в Эстонии также не внес определенности. "К сожалению, на сегодняшний день можно признать, что этот закон является не рабочим", - говорится в заявлении. "Более того, его применение способствовало массовым беспорядкам в апреле 2007 года и гибели гражданина России Ганина", - отмечают авторы заявления. В качестве примера "неработающего закона" авторы заявления сообщили, что 28 апреля 2007 года на Синимяэ (северо-восток Эстонии) было перезахоронено 57 останков советских военнослужащих, найденных в ходе поисковых работ объединением "Отсинг" ("Поиск"). В том числе останки капитана Алексея Харитонова. Проживающая в настоящее время в США внучка капитана письменно обратилась в Межведомственную комиссию при Министерстве обороны Эстонии ( председатель - Яан Троссь) с просьбой подтвердить факт перезахоронения ее деда и выдать справку о захоронении капитана Харитонова. При этом она оплатила соответствующий официальный запрос в Генеральном консульстве Эстонии в Нью-Йорке (США) в размере 26 долларов США, но ответа, как отмечают авторы заявления, на свои запросы не получила.
Как заявил ИА REGNUM председатель НКО "Эстонский военный мемориал" Андрес Вальме, персональную ответственность за невыполнение закона "О воинских захоронениях" несет министр обороны Эстонии, член союза правых партий "Отечество - Рес Публика" Яак Авиксоо, который, согласно закону, должен был реализовать указанные в законе положения. При этом, по словам Вальме, ссылку на отсутствие российско-эстонского договора как основной аргумент нельзя воспринимать серьёзно, так как до сих пор у эстонских властей нет официального регистра военнослужащих, погибших в годы эстонской Освободительной войны 1918-1920 годов.
Вальме сообщил ИА REGNUM, что, ненаходя отклика в официальных учреждениях Эстонии, сотни граждан различных государств обращаются в его объединение с просьбой оказать содействие в поиске захоронений родственников, погибших в годы Второй мировой войны на территории Эстонии. Последним из таких обратившихся был гражданин России, проживающий в городе Гатчина, Сергей Сосов. "Эстонский военный мемориал" планирует обратиться к общественным организациям Эстонии провести в ближайшее время пикетирование зданий Министерства обороны Эстонии, парламента и правительства для привлечения общественного внимания к создавшейся ситуации с воинскими захоронениями. Одновременно предлагается родственникам похороненных на территории Эстонии военнослужащих провести пикетирование консульств и посольств Эстонской республики в зарубежных странах.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, Эстония практически не финансирует работы по идентификации личности более чем трех тысяч погибших на территории Эстонии в период 1918 - 1920 годов военнослужащих Северо-Западной Белой армии генерала Николая Юденича и членов их семей. Эту работу ведут энтузиасты-историки.
Напомним, принятый в январе 2007 года закон "О защите воинских захоронений" напрямую касался судьбы расположенного в Таллине памятника "Бронзовый солдат" и братской могилы красноармейцев возле него. Согласно закону, правительство через комиссию по воинским захоронениям Министерства обороны Эстонии могло принимать решения о перезахоронении воинских останков из братских могил вопреки мнению общественности, решениям муниципальных властей и воле родственников погибших. Созданная при Министерстве обороны Эстонии зимой 2007 года специальная комиссия по воинским захоронениям после переноса "Бронзового солдата" в апреле фактически самораспустилась, а ее решения носят лишь рекомендательный характер.