У грузинских военных были шансы на успех в ходе войны в Южной Осетии. Такую точку зрения высказал 23 января корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО (у) МИД России Михаил Волхонский.

"Грузинские вооружённые силы обладали определенным числом хорошо подготовленных пехотных бригад и танковых подразделений. И события ночи с 7 на 8 августа и всего 8 августа говорят о том, что грузины имели все шансы на успех при условии, если бы им удалось удержать российское руководство от ввода войск или помешать перемещению всей 58 армии на территорию Джавского района Южной Осетии", - считает эксперт. "В нашем генштабе на пресс-конференции Анатолия Наговицына была озвучена версия о том, что в планы грузинских военных входило намерение каким-либо образом помешать переходу наших частей через Рокский тоннель. Говорилось, что формировались диверсионные группы для того, чтобы взорвать его. Эта информация ничем не подтверждается, однако ожесточённость боёв 9 августа, инцидент с колонной генерала Хрулёва, которая попала в засаду на окраинах Цхинвала, и то, что в течение 8 августа наши войска так и не смогли пробиться в югоосетинскую столицу, говорит о том, что сопротивление было довольно серьёзным", - отмечает политолог.

"Грузинские вооружённые силы обладали определённым потенциалом для того, чтобы помешать нашим подразделениям выбить их из Цхинвала и очистить Знаурский и Цхинвальский районы. В случае, если бы грузинским военным удалось это осуществить, то к делу активно подключилась бы тбилисская дипломатия. Собственно, это и произошло: грузинское руководство после ввода российских войск разработало определённую стратегию, которая заключалась в том, что военные должны были удерживать позиции в Цхинвале и в Цхинвальском и Знаурском районе, а дипломаты - всеми путями содействовать тому, чтобы заставить российское руководство заключить перемирие. К этому был подключена довольно мощная пропагандистская машина", - говорит Волхонский.

"Однако успеха это не имело. Россия заняла твёрдую позицию и не прекращала боевых действий до тех пор, пока не выбила все грузинские части с территории Южной Осетии", - напоминает он.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, почему, изначально достаточно успешно сопротивляясь российской армии, грузинские вооружённые силы через три дня полностью растеряли боевой дух, оставив Гори и открыв дорогу на Тбилиси, эксперт сказал: "Отход из Гори относится к 11 августа, и по информационным сообщениям было ясно, что удары российских ВВС позволили нашим военным разрушить систему оперативного управления. Началась путаница в приказах и в информации о происходящем со стороны грузинских властей. Было ясно, что грузинское руководство потеряло контроль над военными действиями. Именно удары российских ВВС позволили сломить сопротивление грузин", - считает эксперт.

"Многие говорили, что это было чрезмерное применение силы. Отнюдь нет. С точки зрения военной стратегии это было вполне оправдано", - утверждает аналитик. По мнению политолога, основную роль в победе российской армии над Грузией сыграла авиация и достаточно грамотное проведение сухопутной операции. "Можно предположить, что то, что мы не пытались вводить в первые дни войска в Цхинвал, представляло собой определённую тактику. Сначала подавлялись артиллерийские точки грузин, их сухопутные части выбивались из сёл. И только после этого 10 августа российские военные вошли в Цхинвал", - подвёл итог Михаил Волхонский.