Кризис 2008-2009 годов, возможно, переживается россиянами тяжелее, чем кризис 1998 года, но легче, чем период 1993 года, считает директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, Дмитриева сообщила на пресс-конференции 20 января. "Страна пережила переходный период в 1993 году, когда происходила ломка базовых человеческих ценностей, распад Советского Союза, смена политического и экономического курсов. Это был действительно страшный кризис. В тот период заболеваемость психическими расстройствами, тревожностью, фобиями и др. выросла за очень короткий промежуток в 1,6 раза. Одновременно выросло и количество суицидов, - напомнила Дмитриева. - Тем не менее, этот кризис прошел, страна стала подниматься, следом случился дефолт 1998 года, тогда тоже выросло число обращений людей к психиатрам и психологам, но волна эта была уже значительно меньше предыдущей... За время всех предыдущих потрясений у нашего населения выработался некий психологический иммунитет".

Но реальная картина происходящего сегодня сможет быть получена в виде статистики не ранее, чем через год, отметила Татьяна Дмитриева. Сегодня же можно говорить лишь о тенденциях. В частности, по ее словам, на сегодняшний день к психологам обратилось на 20% клиентов больше, чем в 2007 году, к психиатрам - на 10% больше. Следует иметь в виду, подчеркнула Дмитриева, что в научном центре им. Сербского круглосуточно работает телефон горячей линии психологической помощи 637-70-70. "Сегодня количество обращений увеличилось в четыре раза, но полагаю, что связано это не только с мировым финансовым кризисом, а с тем, что люди в разное время переживают личностные кризисы: потерю любимых, болезнь и т.д., - предположила она. - И среди разнообразных кризисных проблем нельзя забывать о том, что жизнь продолжается во всех проявлениях". Хотя, признала она, сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что в ближайшее время количество обращений, связанных со страхом потерять работу, невозможностью выплатить кредит и тревожностью за своих близких, вырастет.

Что касается числа самоубийств, то пока психологи не наблюдают сколько-нибудь значительного роста. Тем не менее, подчеркнула Дмитриева, важно, чтобы события связанные с развитием финансово-экономического кризиса не нагнетались в обществе и особенно в прессе, освещались в специальных экономических программах, так как подавляющее большинство граждан не разбирается в законах работы фондового рынка, и негативные новости в этой сфере провоцируют тревожность и страх именно из-за неизвестности. В любом случае, констатировала Дмитриева, "важнее здоровья и жизни наших родителей, детей, любимых ничего нет, а все остальное российский человек переживал и переживет".