Экономим перед дефолтом?: Конфликты и скандалы в петербургской экономике

Санкт-Петербург, 19 января 2009, 20:26 — REGNUM  Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 12 - 19 января 2009 года.

Технический кризис

"ООО "Макромир-Финанс" исполнило обязательства по выплате третьего купона по облигациям серии 02. Об этом говорится в материалах Национального депозитарного центра, который выступает платежным агентом по выпуску" ("РБК daily", 16.01).

Досье ИА REGNUM

"Макромир" - российская девелоперская компания, специализируется на развитии торгово-развлекательных центров, которые после запуска остаются в собственности компании и эксплуатируются самостоятельно. Как ожидается, к концу 2008г. площадь собственных действующих торговых комплексов компании составит 227 тыс. кв. м, строящихся - около 270 тыс. кв. м. Все торговые объекты компании расположены в Санкт-Петербурге. Кроме того, "Макромир" владеет земельным банком общей площадью 195,4 га (земельные участки в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Московском регионе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Уфе). Выручка компании по международным стандартам финансовой отчетности в 2007 г. составила 30,7 млн долл., в 2008 г. этот показатель ожидается на уровне 105,2 млн долл..

Напомним, что 12 января "Макромир" не смог выплатить третий купон по облигациям серии 02 в размере 1 млн 155 тыс. руб. "В самой компании объясняют просрочку "праздничной суетой". Но эксперты считают, что даже по такому незначительному сбою в работе можно сделать выводы об эффективности менеджмента в компании. По мнению управляющего партнера АРИН Игоря Горского, данный технический дефолт, учитывая размеры задолженности, указывает на нарушение иерархии принятия решений внутри компании. "Проблемы связаны с разделением бизнеса "Макромира" и холдинга ЛЭК в конце прошлого года, а также со сложными взаимоотношениями их собственников. Объясняя просрочку "суетой", в компании практически не лукавят. Но вряд ли можно назвать ее "праздничной", - отметил г-н Горский.

Напомним, что компания "Макромир" в конце прошлого года несколько раз оказывалась в центре скандалов. Перед новым годом холдинг провел зачистку рядов, сократив штат на 90%. Среди уволенных оказался и генеральный директор компании Игорь Шабловский, которого обвинили в "причинении крупного ущерба компании". Речь идет о сделках по приобретению нескольких земельных участков, которые, как выяснилось, юридически не были подтверждены. Сейчас компания проводит внутреннюю проверку активов" ("РБК daily", 13.01).

"Несмотря на техническую оплошность, "Макромир" стал вторым петербургским девелопером, который допустил технический дефолт по выплате купона облигаций. 17 декабря прошлого года ООО "Корпорация "Строймонтаж"" не смогло выплатить первый купон (ставка 15% годовых) на сумму 89,7 млн рублей по дебютным облигациям. Однако фактического дефолта компания не допустила, выплатив сумму по купону 24 декабря. Начальник отдела анализа рынка долговых обязательств инвестиционного банка "КИТ Финанс" Владимир Малиновский считает, что в дальнейшем количество дефолтов может только увеличиваться. "Цены на недвижимость падают, стоимость залогов сокращается, и все ведет к появлению дефолтов у строителей и девелоперских компаний", - поясняет он. На 14 января 2009 года намечена выплата по купону на сумму 112, 2 млн рублей облигаций второй серии ЗАО "Строительное объединение "М-Индустрия"", а на 15 января - "ЛСР-Инвест" - на сумму 124,9 млн рублей. Следующая дата выплаты "Макромира-Финанс" по четвертому купону на аналогичную сумму - 1,2 млн рублей - намечена на 7 июля 2009 года" ("Коммерсант", 16.01).

Цена разорения

"Намеченный на 30 января конкурс по закупке городом жилья для соцнужд у застройщиков может стать последним. Минрегионразвития снизил цену, по которой правительство Петербурга будет выкупать квартиры: с 47,3 тыс. рублей до 44,3 тыс. рублей за квадратный метр, что ставит под угрозу срыва дальнейшие конкурсы. В последний день января конкурс пройдет еще по прежним ценам. Однако участники строительного рынка по-прежнему заявляют о нежелании участвовать в аукционе" ("Коммерсант", 16.01).

"По цене 47,3 тыс. руб. за 1 кв. м на конкурсе 30 января город будет покупать недвижимость для ветеранов Великой Отечественной войны и расселения аварийных домов. Всего предполагается освоить 5,7 млрд руб. бюджетных средств. Если эти средства в январе не будут полностью израсходованы, следующие аукционы пройдут, очевидно, по сниженной ставке - 44,3 тыс. руб. за "квадрат". Глава Фонда имущества Петербурга Андрей Степаненко уверен, что торги состоятся: "Новогодний бум приобретения квартир, на который уповали застройщики, не случился. В новых домах уходит не более 15 квартир в месяц, розничные цены у многих компаний колеблются в переделах 50-60 тыс. руб. за "квадрат". А конкурс дает возможность объемной разовой продажи, что оправдывает значительные скидки по цене". По данным Фонда имущества, строители живо интересуются ближайшим конкурсом. Основной костяк интересантов составляют компании средней руки. "Но есть и большие игроки: "Северный город" (холдинг RBI), корпорация "Строймонтаж" и "Эталон-ЛенСпецСМУ", московская компания "Квартира.ру". Москвичи даже более активны, чем местные строители", - сообщил источник в Фонде имущества"" ("РБК daily", 16.01).

"Первый конкурс прошел в декабре прошлого года, победителем в нем стал единственный участник - строительная компания "Дальпитерстрой", предложившая городу 438 квартир в Шушарах. Накануне аукциона вице-губернатор Петербурга, курирующий строительный блок, Александр Вахмистров заявил о возможном повышении цены (до 55-56 тыс. рублей за квадратный метр), а застройщики проигнорировали конкурс, ссылаясь на низкую цену закупки - 47,3 тыс. рублей. Однако позднее, 24 декабря, вице-губернатор Петербурга, курирующий финансово-экономический блок, Михаил Осеевский заявил, что закупочная цена не только не изменится, но и может снизиться до 42 тыс. рублей за квадратный метр. В итоге, 26 декабря глава Минрегионразвития Виктор Басаргин подписал приказ о средней рыночной стоимости квадратного метра на первый квартал 2009 года, по которой субъекты РФ должны приобретать жилье. Из него следует, что на дальнейших конкурсах Смольному придется покупать по цене за квадратный метр не 47,3 тыс. рублей, а 44,3 тыс. рублей. Таким образом, предстоящий аукцион может стать последней возможностью для застройщиков реализовать городу свои квартиры" ("Коммерсант", 16.01).

""Никогда не участвовали в конкурсе и не собираемся, - парировал президент корпорации "Строймонтаж" Артур Кириленко. - А на месте Минрегиона я бы подождал еще три месяца. Тогда можно будет покупать жилье еще дешевле - у обанкротившихся компаний. Если политика государства - разорение строителей, то это верный путь". Генеральный директор ЛСР Игорь Левит называет цену "смехотворной": "Проще бесплатно квартиры раздать - не так обидно будет".

"Возможно, кто-то из девелоперов запаникует и подаст заявку. Но будут либо те, кто на рынке работает недавно, либо областные компании, у которых себестоимость строительства изначально ниже городской", - считает генеральный директор АРИН Алексей Бегунов. По мнению члена совета директоров холдинга Setl Group Вячеслава Семененко, перспективы торгов призрачные: "Пойти на них могут только компании, находящиеся в очень плохом состоянии". "Поскольку благонадежность компаний-претендентов не является основным критерием для участия в конкурсе, предвижу социальные проблемы с обманутыми дольщиками", - прогнозирует гендиректор "Ленстройтреста" Александр Лелин"" ("РБК daily", 16.01).

"По данным АРИН, в декабре цены на первичном рынке снизились примерно на 5%. Однако большинство застройщиков проводили предновогодние акции и готовы были на месте предоставить скидку до 15% при условии 100% оплаты" ("Коммерсант", 16.01).

На автозаводах могут появиться профсоюзы провокаторов

В период нарастания кризиса предсказуемо активизировались профессиональные союзы на производствах. Однако происходит это специфично. В то время, как на новом автосборочном заводе General Motors организуют профячейку по примеру опытных бунтовщиков с "Форда", на самом "Форде" создается второй профсоюз - лояльный руководству предприятия.

Акцент

"Коммерсантъ" подчеркивает, что работа по созданию профсоюзных организаций возобновилась в разгар кризиса, когда автозаводы приостановили производство не только на зимние каникулы, но и в связи со снижением объемов продаж на автомобильном рынке. General Motors до февраля будет дважды остановлен (с 20 декабря по 11 января, и с 26 января по 15 февраля). В непраздничные дни рабочие отправятся в отпуска и будут получать две трети заработной платы. После возобновления работы предприятие будет работать в сокращенном режиме - вместо пятидневной рабочей недели будет введена трехдневная. Завод Renault сократит в 2009 году производство в России на 5% от ранее заявленного объема, Volkswagen - более чем на 10%.

Председатель новой ячейки на GM Евгений Иванов пояснил "Коммерсанту", что она была зарегистрирована еще 13 декабря 2008 года, но уведомление о создании профсоюза направлено в администрацию завода только 11 января 2009 года. "Профсоюз вошел в структуру МПРА, а Евгений Иванов стал его сопредседателем (еще одним сопредседателем является глава профсоюза автозавода Ford Алексей Этманов. - "Ъ"). За месяц с момента создания профсоюза в нем состоят 70 из чуть более 900 человек, ожидается, что через пару месяцев число профсоюзников на заводе составит 200-300 человек" (15.01).

Как сообщает "Коммерсантъ", на создание профсоюза рабочих GM сподвигли несколько причин. "Нас не устраивает, что бывшие рабочие, ставшие начальниками отделов, позволяют себе мат, - говорит Евгений Иванов, - Помимо этого на предприятии не соблюдается техника безопасности - с грузоподъемными механизмами работают не обученные этому люди, много плохого инструмента, создающего опасность при производстве и так далее. На заводе рабское положение". Помимо этого, по словам главы профсоюза, у рабочих имеются претензии и к оплате труда - годовая премия начисляется по субъективным оценкам начальника, рабочие же хотят ежегодного стабильного повышения зарплаты из расчета "уровень инфляции +5-7% от зарплаты"" (15.01).

Иванов жалуется, что администрация завода не желает признавать легитимность профсоюза. "Более того, сразу после нашего уведомления о его создании, по нашей информации, администрация завода собрала представителей среднего звена и дала указания создать второй альтернативный профсоюз для борьбы с нашим, - говорит Евгений Иванов, - вероятно, это будет ячейка объединения "Соцпроф"" (15.01). "Коммерсантъ" подчеркивает: известно, что МПРА и российский профсоюз металлистов "Соцпроф" "проводят диаметрально противоположную политику взаимоотношений с работодателем. На петербургском заводе Toyota в октябре 2008 года также создан профсоюз, который вошел в состав областной организации профсоюза машиностроителей Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти, известной своим лояльным отношением к работодателю и к властям региона" (15.01).

Руководство GM в лице директора по связям с общественностью "Дженерал моторз СНГ" Сергея Лепнухова не подтверждает наличие такой интриги. "В GM также подтвердили, что в ближайшее время состоится встреча профсоюзных активистов с руководством завода. "В "Дженерал Моторз" нормально относятся к профсоюзам, они есть почти на всех предприятиях компании, у нас большой опыт работы с ними, и мы также готовы сотрудничать с профсоюзом петербургского завода", - говорит Сергей Лепнухов" ("Коммерсантъ", 15.01).

Создание нового профсоюза в автосборочном секторе одобрили более опытные коллеги с "Форда". Глава тамошней ячейки Алексей Этманов заявил "Коммерсанту": "Мы приветствуем появление профсоюза на еще одном автомобильном предприятии и готовы всячески помогать в рамках закона". Однако сами же они, похоже, попали в ту же ловушку, что грозит рабочим GM. Профсоюз "Форд-Всеволожск" распространил заявление, будто имеет информацию "о намерении нескольких техников цеха окраски создать новый профсоюз на заводе. Председателем нового профсоюза предполагается избрать Алексея Гуценко. По словам члена действующего профсоюза завода, входящего в межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) Антона Лихачева, одной из основных заявленных целей вновь создаваемой "первички" будет не защита прав и интересов рабочих завода, а борьба с существующим профсоюзом" ("Коммерсантъ", 12.01).

Кроме того, в действующем профсоюзе утверждают, что новый профсоюз будет создан как первичная организация того самого лояльного "Соцпрофа". Хотя его председатель Сергей Храмов отрицает такую возможность: "Второй "первички" на заводе быть не может" ("Коммерсантъ", 12.01).

Другое мнение - у председателя Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти Владимира Дербина: "По закону, на предприятии может действовать несколько профсоюзов, но силу иметь будет лишь та, в составе которой 50% + 1 от общего числа рабочих. Поэтому 15-20 человек в новом профсоюзе погоды не сделают, а вот если им удастся "перевербовать" остальных - это уже другое дело" ("Коммерсантъ", 12.01).

Ссылаясь на представителей "профсоюзных кругов" издание предполагает, что ячейка-дубликат организуется на "Форде" по инициативе региональных властей и будет бороться "с экстремизмом существующего профсоюза". Газета напоминает, что профсоюз во главе с Этмановым в течение последних нескольких лет ежегодно поднимал на ряд предупредительных и бессрочных забастовок рабочих завода, добиваясь при этом улучшения условий труда и увеличения зарплат. Последней и самой продолжительной стачкой стала забастовка в конце 2008 года, продлившаяся почти месяц.

Кстати

"Как говорится в сообщениях ряда информационных агентств со ссылкой на японские СМИ, в связи с глобальным снижением спроса на продукцию автопрома Toyota Motor Corporation временно замораживает проект cтроительства второй очереди завода, запущенного в промзоне Шушары Петербурга в декабре 2007 года. Мощность предприятия (ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия") составляет 20 тыс. Toyota Camry в год, однако в первом полугодии прошлого года на заводе было произведено лишь 1,5 тыс. машин. На церемонии открытия предприятия концерн заявил о планах к 2010 году построить вторую очередь (запустить производство бюджетной модели) и расширить производство в России до 200-300 тыс. автомобилей в год" ("Коммерсантъ", 14.01).

Газета отмечает: "Наиболее кардинально пересматривают планы в России именно японские автоконцерны. Suzuki, в том числе "из-за сокращения глобального спроса", откладывает строительство завода в Петербурге, который планировалось запустить во второй половине 2009 года... До этого в середине декабря Isuzu сообщал, что приостанавливает проект производства тяжелых грузовиков вместе с российским ОАО "Соллерс" из-за падения спроса на технику, а также растущего курса иены" (14.01).

Путешественники иссякли

"Кризис снизил спрос на туристические путевки. В декабре турфирмы недосчитались почти половины продаж", - констатируют "Ведомости" (16.01).

"Обороты в туристическом секторе в IV квартале 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. сократились минимум на 30%, а в декабре они упали наполовину, говорит советник президента "Интуриста" Вадим Лежнин. При оптимистичном сценарии развития событий обороты турфирм упадут на 30% по сравнению с 2007 г., оценивает президент "Капитал тура" Игорь Бельтюков. В IV квартале 2008 г. по сравнению с 2007 г. обороты компании снизились на 20%, говорит коммерческий директор турфирмы "Вест-тревел" Сергей Хохлов", - перечисляет печальные итоги издание (16.01).

Ведомости при помощи своих экспертов анализируют, почему падает спрос на турпутевки, как меняются предпочтения путешественников в связи с кризисом и что же в этих условиях делать самим турфирмам.

С причинами падения спроса все более-менее ясно: "Многие клиенты потеряли работу либо чувствуют себя нестабильно, не последнюю роль сыграла и девальвация рубля (туры с валютной ценой теперь менее привлекательны)" (16.01).

Экономя деньги, туристы "гораздо меньше стали путешествовать по дальним направлениям с дорогим авиаперелетом, например в Таиланд и Доминиканскую Республику, зато стали чаще летать в Египет и Европу" (16.01). А именно: "Отказываясь от дальних маршрутов, туристы отдают предпочтение 2-3-дневным турам в Скандинавию и по России, спрос смещается от туров премиального и среднего сегментов к экономичному" ("Ведмости", 16.01). Но даже несмотря на это смещение спроса в некоторых фирмах "что объем продаж на зимние путевки в Финляндию и Скандинавию в эти новогодние праздники снизился на 20-25% по сравнению с предыдущим годом" (16.01).

"Рациональным решением для турфирм будет не выходить на рынок с излишним предложением, уже сейчас активно проводится оптимизация перевозок, например, "Трансаэро" отправляет в экзотические страны один рейс с туристами раз в две недели вместо двух-трех рейсов в неделю, говорит Воробьев. Из-за сниженного спроса в декабре начались первые сокращения программ с чартерными перелетами по дальним и экзотическим маршрутам - туры в Таиланд, Индию, Доминикану, Египет, заявляет Хохлов. Например, сейчас чартер в Таиланд отправляется раз в две недели, а скидки на путевку доходят до 20-30%, в ближайшие дни на дальних направлениях будет снято много рейсов, предсказывает он" (16.01).

Одной оптимизацией дело не кончится: "Чтобы минимизировать издержки, компании в этом году могут закрыть каждую пятую точку продаж с низкой эффективностью и сократить персонал на 15-20%... В январе - марте турфирмы будут сокращать сотрудников или отправлять их в вынужденный отпуск до начала нового сезона, 10-15% персонала... Экономить будут и в принимающей стране. Операторы станут объединяться и заказывать один чартерный автобус, например автобус на 40 человек может перевозить туристов от двух фирм", - пророчат "Ведомости" (16.01).

Хлебная площадка

""Хлебный дом", принадлежащий финской Fazer Group, довел свой пакет акций в булочно-кондитерском комбинате "Нева" до контрольного. Порядка 60% акций предприятия, работающего в сегменте изделий замороженного теста, были приобретены у основного акционера и генерального директора БКК "Нева" Евгения Каргинова. Сумма сделки не разглашается, однако эксперты оценивают ее в 120-180 млн. руб." ("РБК daily", 14.01).

"На днях на предприятии состоялось собрание акционеров, на котором было принято решение расторгнуть договор с Евгением Каргиновым. В настоящее время комбинат "Нева" возглавил Харри-Пекка Кауконен (гендиректор ОАО "Хлебный дом"). По словам генерального директора ОАО "ХК 'Петрохлеб" Валентина Иванова, комбинат "Нева" - современное, технологичное производство с новыми линиями. На нем производится замороженная хлебобулочная продукция. Участники рынка отмечают, что теперь Fazer, скорее всего, откажется от своих планов строить завод в Ленобласти.

В последние годы комбинат стал сдавать свои позиции на рынке. Объем производства упал с 40-50 до 9-10 тонн в сутки. По мнению экспертов, бывшее руководство комбината не смогло организовать сильную маркетинговую политику, а финны смогут вернуть потерянную долю на рынке Петербурга и увеличить производство до прежних 40-50 т. в сутки" ("Деловой Петербург", 14.01).

"Участники рынка считают, что обе компании выиграли от сделки: "Нева" получила сильного акционера, а "Хлебный дом" - производственную площадку, которой ему не доставало. Как отмечает гендиректор кондитерско-булочного комбината "Черемушки" Рустам Атаходжаев, увеличив свою долю в комбинате "Нева", "Хлебный дом" получил доступ к мощностям, достаточным, чтобы занять значительную долю на рынке замороженных хлебобулочных продуктов Северо-Западного региона, где также работают "Талосто" и "Балтийских хлеб". По словам одного из участников рынка, знакомого с ситуацией, стоимость сделки может составлять порядка 180 млн руб., а производственные мощности комбината он оценивает в 25-30 т замороженной продукции в сутки.

Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин говорит, что, получая полный контроль над предприятием, Fazer продолжает усиливать свои позиции на весьма перспективном и динамично развивающемся сегменте замороженного теста, темпы роста которого в последние несколько лет оставались существенно выше рынка кондитерских и хлебобулочных изделий в целом. Он оценивает сделку в 120 млн. руб."" (РБК daily", 14.01).

"Пятерочка" не ищет лояльных покупателей

В современных условиях экономить приходится даже "самым экономным" - магазины категории "дискаунтеров" начали отказываться от карт со скидкой, мотивируя это тем, что у них и так очень низкие цены. Первыми оказались "Пятерочка" и "Полушка".

"С 1 января сеть "Пятерочка" отказалась от использования дисконтных карт. По карте "Пятерочки" ценой в 50 руб. сроком на год покупателям предоставлялась скидка от 3% до 15% на часть товаров. "Пятерочка" планирует в 2009 г. предлагать самые низкие цены на рынке, объясняет отказ от карт директор по связям с инвесторами Х5 Retail Group Анна Карева. По карте сети "Полушка" скидки предоставляются лишь на некоторые товары. Раньше держатели карт получали скидку от 1% до 2,5% на весь ассортимент. Представитель сети отказался от комментариев", - информируют "Ведомости" (11.01).

Несмотря на то, что картами "Пятерочки" владела примерно половина покупателей сети, по мнению исполнительного директор консалтинговой компании "Торговые решения" Марии Белановой отрицательно их отмена на состояние сети не повлияет: "Самое главное конкурентное преимущество экономичных супермаркетов - цены, и дополнительные скидки особо не добавляют лояльности покупателей" (11.01).

С ней соглашаются другие эксперты: "Лояльность обладателя карты повышается, если она приносит ему значительную выгоду, считает управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Но если покупатель выбирает магазин, исходя из низких цен, то в таком выборе наличие карт большой роли не играет, полагает он. А для сети низкого ценового сегмента карты не являются инструментом для повышения среднего чека, люди тратят в них строго ограниченные суммы денег" (11.01).

Главный конкурент "Пятерочки" "Дикси" тем временем "не планирует отменять программу скидок по картам постоянных клиентов... Наоборот, компания разрабатывает единую дисконтную систему для всех регионов, где работает сеть" (11.01).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail