Поправки в законодательство о защите конкуренции внесены в Госдуму
Москва, 12 января, 2009, 13:03 — ИА Регнум. Блок поправок в действующее законодательство, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции внесен в
Поправки уточняют порядок определения монопольно высокой (низкой) цены товара, предусматривая возможность использования затратного критерия при отсутствии на территории Российской Федерации сопоставимого товарного рынка. В частности, предусматривается включение в состав группы лиц, совместно владеющих более 50% голосующих акций (долей) хозяйственного общества (товарищества). Эти изменения направлены на исключение возможности несоблюдения норм данного закона, отмечают в правительстве.
Предлагаемые изменения в статью 10 закона о защите конкуренции направлены на предупреждение создания дискриминационных условий субъектами естественных монополий. Так, законопроект закрепляет за правительством право определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий.
Уточнение содержания правил недискриминационного доступа направлено на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, применение типовых договоров, что позволит ограничить возможности дискриминации в сферах деятельности субъектов естественных монополий, подчеркивают в правительстве.
Сейчас закон "О защите конкуренции" содержит перечень соглашений и согласованных действий, безусловно запрещенных вне зависимости от того, являются ли стороны соглашения или участники согласованных действий конкурентами на соответствующем товарном рынке. Для исключения ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке, законопроектом вносятся изменения в статью 11 закона о защите конкуренции в части разграничения безусловных запретов на заключение соглашений или совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами.
Поправками уточняются основания и порядок предоставления разрешенных государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на ее предоставление.
Кроме того, уточняется определение понятия "государственной или муниципальной преференции" в части отнесения к ней предоставления имущественных льгот. При этом в правительстве отмечают, что предлагаемое определение понятия "государственной или муниципальной преференции" в большей степени соответствует нормам европейского законодательства по сравнению с определением данного понятия в действующей редакции закона о защите конкуренции.
Также вносятся изменения в статью 18 закона о защите конкуренции в части уточнения финансовых услуг, предоставление которых финансовыми организациями государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и субъектам естественных монополий возможно лишь путем проведения торгов в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поправки уточняют полномочия антимонопольного органа (ФАС), в том числе определяет полномочия антимонопольного органа по проведению проверок органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, конкретизирует действия должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, а также по фиксации и документальному закреплению доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушений, выявленных в ходе проверки.
Поправки в закон о защите конкуренции направлены на предотвращение монополизации товарных рынков. Изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган, в частности, о реальных владельцах компаний.
Кроме того, предполагается уточнить основания для отказа в согласовании сделки (иного действия), а также последствия совершения сделки (иного действия) без согласия антимонопольного органа.
Изменения в главу 7 закона о защите конкуренции направлены также на снижение административных барьеров. Они позволяют расширить и более четко сформулировать перечень оснований, при которых лица могут совершать сделки без предварительного согласия антимонопольного органа.
При этом поправки существенно повышают пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Пороговые значения для предварительного согласия по активам повышаются с 3 млрд рублей до 7 млрд рублей, а пороговые значения по обороту компании повышаются с 6 млрд рублей до 10 млрд рублей. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компании по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Поправки исключают необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.
Внесенным в Госдуму документами также вносятся изменения в Лесной кодекс РФ, закон "О недрах", Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и федеральный закон "О концессионных соглашениях".