"Перед началом нового финансового года прорумынские силы Молдавии не теряют надежду получить очередной "транш" из соседней страны", - заявил 30 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM президент Общественной ассоциации "Русь" (Кишинев, Молдавия), главный редактор Международного исторического журнала "Русин", кандидат исторических наук Сергей Суляк, комментируя заявления, сделанные на последнем в этом году общем собрании "Ассоциации историков Молдавии".

Напомним, 20 декабря "Ассоциация историков Молдавии" на своем общем собрании приняла резолюцию, в которой требует от молдавских властей отзыва из системы образования учебников интегрированной истории. Как заявил вице-председатель ассоциации Ион Негрей, молдавские ученики "получают моральные и интеллектуальные травмы" из-за содержания учебников интегрированной истории, "пропитанных идеями молдовенизма". По мнению "Ассоциации историков Молдавии", курс интегрированной истории "возрождает тезис советского периода о существовании двух разных народов: молдаван и румын, двух языков, культур и разной истории". Другой представитель ассоциации Георгий Палади выступил за объединение усилий историков для продвижения среди молодежи "концепции единства румынского народа, живущего в двух румынских государствах".

По словам Сергея Суляка, "интересна сама подача темы членами "Ассоциации историков Молдавии", которую уместнее было бы назвать "Ассоциация историков-румын Молдавии". "Прорумынские историки утверждают, что молдавские ученики получают моральные и интеллектуальные травмы из-за того, что они не изучают историю румын. Вероятно, историки-румынисты запамятовали, что, являясь гражданами Республики Молдова, они должны соблюдать законодательство своей страны. В котором, в частности, зафиксировано: "Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики" (Статья 13 (1) Конституции Республики Молдова). "Молдаване - государствообразующая национальность - вместе с представителями других этносов: украинцами, русскими, гагаузами, болгарами, евреями, румынами, белорусами, цыганами (ромами), поляками и другими - составляют народ Молдавии, для которого Республика Молдова является общей родиной" (Концепция национальной политики Республики Молдова)", - подчеркнул Суляк.

По его словам, историки данной ассоциации присвоили себе право говорить за всех граждан Молдавии. "Причем они совершенно игнорируют тот факт, что в результате переписи 2004 года большинство населения страны - 2564849 чел. (75,8%) определило свою национальную принадлежность как "молдаване", из них молодежь от 10 до 24 лет составила 721121 чел. В то же время только 73276 чел. (2,2%) признало себя "румынами", из них молодежь от 10 до 24 лет - 21768 чел. Несмотря на это, в течение 17 лет в Молдавии во всех учебных заведениях преподавался русофобский, антиславянский курс "История румын", где история страны рассматривалась как история части румынского пространства, а молдаване - как "бессарабские румыны". Причем историю одного из самых малочисленных меньшинств вместо истории страны вынуждены были изучать молдаване, русские, украинцы, русины, гагаузы, болгары, евреи. Данный курс совершенно игнорировал присутствие на "румынских территориях" коренного славянского населения. Много писалось об элементарном невежестве составителей данных учебников. И хотя в 2006 году данный курс сменился на "Интегрированный курс истории", многие положения румынизма остались как в нем, так и в других учебниках, в частности в "Познании мира". Поэтому назрела необходимость введения курса "История Молдавии", в котором бы изучалась история нашей страны", - считает эксперт.

"В то же время никто не мешает гражданам Молдавии, считающим себя румынами создавать свои этнокультурные организации, как это делают представители других национальных меньшинств нашей страны, факультативно изучать историю своего этноса. В средних учебных заведениях, где учатся дети-румыны можно ввести курс "История, культура и традиции румын". Так же изучают свои историю, культуру и традиции ученики русских, украинских, болгарских, гагаузских, еврейских школ", - подвел итог Сергей Суляк.