В настоящее время в Узбекистане функционируют 28 домов "Мехрибонлик", в них воспитываются 2686 мальчиков и девочек от 3 до 17 лет. Об этом заявили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Народного образования республики. По словам собеседника агентства, раньше образовательные учреждения для сирот и детей, потерявших кормильцев, назывались детскими домами, и это клеймо вызывало у общественности негативное отношение к ним. Ныне детские дома переименованы в дома "Мехрибонлик". "Цифры свидетельствуют, что из года в год резко сокращается число воспитанников в них: в 2008 году контингент этих учреждений по сравнению с 2003 годом уменьшился на 962 ребенка. Это происходит благодаря возвращению многих детей к своим родителям, росту материального и социального статуса семей", - отметил представитель пресс-службы.

По его словам, сегодня условия проживания во всех домах "Мехрибонлик" приближены к семейным. Возросли требования к качеству педагогических, медицинских, социальных и психологических услуг, оказываемых воспитанникам. Ярким выражением большой заботы и внимания к умственно слабым детям, их судьбе является создание в г. Ташкенте двух коррекционных (вспомогательных) домов "Мехрибонлик" №30 и №31.

В стране совершенствуется деятельность домов "Мехрибонлик", большое внимание уделяется укреплению их материально-технической базы. Все они заново перестроены или капитально отремонтированы, оснащены новой мебелью, компьютерными классами, бытовой техникой. Всем им подарены автомобили "Дамас". "Огромна роль во всесторонней адаптации и интеграции сирот и беспризорных детей в обществе Республиканского центра социальной адаптации детей и Республиканского детского общественного фонда "Сен елгиз эмассан" (Ты не одинок). В приоритетные задачи фонда входят социальная защита детей-сирот, недопущение нарушения их прав, осуществление программ взаимосотрудничества в деле оказания помощи в адаптации таких детей в будущем в жизни", - подчеркнул представитель Минобразования.

Он также сообщил, что в Узбекистане в действующей системе непрерывного образования дается 12-летнее общее среднее образование. Соответственно, воспитанники домов "Мехрибонлик" имеют возможность продолжить учебу в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях - академических лицеях или профессиональных колледжах. Ныне они поступают учиться в самые престижные учебные заведения страны.

"Для того чтобы воспитанники этих образовательных учреждений уверенно вступали в самостоятельную жизнь, им государством выдается льготное пособие в размере стократной минимальной заработной платы. Сейчас внедряется новая альтернативная форма быта, образования и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, - семейные детские дома. Они всесторонне поддерживаются государством, им выделяются микроавтобусы "Дамас" и льготные кредиты. Разработано Положение о детских домах семейного типа, оно утверждено постановлением Кабинета Министров от 31 июля 2007 года №158. В городе Андижане построено и сдано в эксплуатацию Детский городок, где дети воспитываются в условиях отдельных семей под началом матери-педагога, на каждую семью выделено жилье. Одно из качественных изменений в деятельности домов "Мехрибонлик" - внедрение в их структуру Службы социально-психологических и педагогических наблюдений и социально-педагогических задач", - заключили в пресс-службе Минобразования республики.

По данным Министерства народного образования Узбекистана, в настоящее время по республике получают образование в домашних условиях более 11 тыс. мальчиков и девочек с ограниченными возможностями и нуждающихся в долговременном лечении. Им созданы все необходимые условия для образования, все они обеспечены бесплатно учебниками и учебными принадлежностями. С текущего года им выдается персональный компьютер. Эти дети получают не только общее среднее образование, но и дополнительное профессиональное образование для социальной адаптации в жизни, чего не было до обретения независимости. В республике имеются также 29 специальных школ и школ-интернатов, в них получают общее и специальное образование 18.460 умственно и физически ограниченных детей. Воспитанники этих специальных образовательных учреждений учатся на основе учебных программ десяти видов, ежегодно утверждаемых Министерством народного образования. В Узбекистане с 1996 года ведется работа по интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Для последовательного осуществления этого начинания при Республиканском центре образования был создан Ресурсный центр по инклюзивному образованию с целью объединения усилий государственных и негосударственных организаций, родителей и добровольцев в деле оказания комплексной коррекционно-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. Напомним, что население Узбекистана в настоящее время превысило 27,2 млн. человек.