Динамика цен на рынке столичной недвижимости

"После практически восьмилетнего периода роста цены на московское жилье начали снижаться. С августа, момента начала снижения цен, по настоящее время кв. м на рынке жилья подешевел, по оценкам некоторых аналитиков, на 8--10%", сообщает "Газета" в номере от 17 декабря. "Оценочно спрос на рынке недвижимости в целом сократился в три-четыре раза. Большинство участников рынка дезориентировано скачками внутреннего валютного курса на фоне стихии мирового экономического торнадо. Вторую и, возможно, не последнюю волну кризиса экономисты ожидают весной будущего года. После этого цены могут снизиться в два раза относительно лета уходящего года... Итоговый рост стоимости столичного жилья с января по декабрь 2008 года составит, как считает генеральный директор RWAY Александр Крапин, 15--25% в зависимости от класса жилья. Гендиректор аналитического консалтингового центра холдинга МИЭЛЬ Владислав Луцков считает, что этот показатель составит около 40%. По данным МИЭЛЬ, и первое снижение цены на первичном рынке зафиксировано лишь в ноябре. Луцков объясняет разницу в показателях МИЭЛЬ и RWAY тем, что коллеги считают цены в долларах с его нестабильным курсом, отмечает газета. "Что действительно может беспокоить риэлторов, так это сокращение объема предложения квартир. Луцков утверждает, что период продажи квартиры в Москве увеличился с одного-полутора месяцев летом до трех в текущем периоде... Пока что особой паники из-за остановки сделок нет, но только в том случае, если этот период не продлится долго. По большому счету в стагнации на рынке жилья не заинтересован никто, рассуждают аналитики... Падение цен становится все очевиднее и на земельном рынке. Изменение цен на этот ресурс прямым образом влияет и на продажные цены на рынке жилья. В первом квартале текущего года земля дорожала в привычном ритме - примерно на 15%. Когда же наступил кризис, много предложений просто ушло с рынка", констатирует газета."К концу следующего года долларовые цены на жилье в Москве упадут на 47-60% на первичном рынке и на 37-51% на вторичном, прогнозирует центр макроэкономических исследований Сбербанка", продолжают тему "Ведомости" в номере от 15 декабря, ссылаясь на обзор центра макроэкономических исследований Сбербанка России "Цены на недвижимость в России и в мире: текущая динамика и перспективы". "Цены на коммерческую недвижимость скорее всего будут демонстрировать сходную динамику, считают аналитики Сбербанка... Основными факторами, влияющими на цены, специалисты центра называют замедление роста доходов населения, отток капитала и кредитное сжатие. Они просчитали два сценария. Первый, базовый, предполагает рост ВВП на 2,5-3,5%, инфляцию - 11%, а курс доллара - 30 руб. В этом случае общее снижение цен в Москве составит 34,3% в рублях и 46,6% в валюте на первичном рынке и 23,1% в рублях и 37,4% в валюте - на вторичном. Второй, стрессовый, сценарий предполагает стагнацию ВВП или даже его спад до 2,5%, инфляцию "несколько выше", а девальвацию рубля к доллару "значительно глубже". При этом на первичном рынке цены в рублях упадут на 38,1%, в долларах - на 59,6%, а на вторичном - на 25,1% в рублях и на 50,6% в долларах... Долларовые цены предложения квартир уже снижаются - по данным IRN.ru, на 8,3% с начала октября", пишет газета.

Строительство жилья и жилищная политика Москвы

"Спрос на жилье в Москве можно уничтожить только ядерной бомбой", констатирует "Московский Комсомолец" в номере от 16 декабря. "Сокращение объемов жилищного строительства не станет катастрофой для столичной экономики. Доля стройиндустрии в валовом региональном продукте не превышает 4%, в налоге на прибыль, за счет которого преимущественно формируется бюджет Москвы, - 6%. Застройщики, сумевшие пережить кризис, в итоге даже выиграют: дефицит новостроек в 2009 году удержит рынок от сокрушительного обвала, а отложенный спрос рано или поздно обернется новым скачком цен... Сразу несколько представителей горадминистрации подтвердили, что объемы строительства жилья в Москве будут снижены уже в 2008 году, а прогнозы на следующий год не внушают оптимизма. Первый заместитель руководителя Департамента городского строительства Виктор Аистов оценил снижение плановых показателей на 1,3 млн. кв. м: по его данным, вместо обещанных 5,3 млн. кв. м новостроек столичные застройщики до новогодних праздников сдадут не более 4 млн. кв. м... В следующем году, по его мнению, параметры жилищного строительства не изменятся, хотя ранее силами стройкомплекса предполагалось возвести порядка 6 млн. кв. м новых площадей... Аистов настаивает, что сокращение объемов произойдет исключительно за счет коммерческих новостроек...Однако фактические результаты выполнения городских программ заставляют усомниться в реальности этих планов... Мосгорстат сообщил, что за январь-сентябрь текущего года в столице (с учетом домов, строящихся по жилищным программам правительства Москвы в соседней области) было построено всего 2,4 млн. кв. м жилья", пишет газета. "В 2009 году кризисные явления приведут к дальнейшему сжатию рынка новостроек, прогнозируют эксперты. Коммерческие застройщики вряд ли осилят строительство даже 1 млн. кв. м площадей, сконцентрировавшись на завершении уже начатых проектов. Город уже урезал свои капитальные вложения в жилую недвижимость более чем на 20%, со 126,6 млрд. руб. до 99,6 млрд. руб., а объем горзаказа с 2,25 млн. кв. м до 1,8 млн. кв. м соответственно, но в целом параметры жилищных программ пока не изменил... Судя по опросам общественного мнения, москвичи отнюдь не горят желанием расставаться с недвижимыми активами. На фоне агонизирующих фондовых рынков и отсутствия стабильности в валютном секторе квадратные метры в Москве остаются в глазах людей одним из самых надежных и привлекательных источников вложения средств. Народ стал ученым и понимает: чем меньше жилья будет построено в столице сейчас, тем дороже оно будет стоить после окончания рецессии".

"Перспектива остаться без жилья по причине экономического кризиса москвичам сегодня не грозит. Более того, не исключено, что в ближайшее время у них появится даже больше возможностей получить бесплатное жилье по городским программам или приобрести его в рамках социальной ипотеки по ценам, значительно ниже рыночных", утешает "Вечерняя Москва" в номере от 16 декабря. "Что бы ни происходило сегодня в мировой и российской экономике, Москва объективно нуждается в новом жилье, и никакой кризис не способен изменить эту ситуацию. Это означает, что снижения объема строительства в ближайшей перспективе не предвидится. Это невозможно, в первую очередь, из-за значительного объема городского социального заказа, сокращать который московские власти не намерены. "Мы не сокращаем строительство жилья по городскому заказу. Мэром поставлена задача - ежегодно строить за счет средств городского бюджета до 2,7 млн кв. метров жилья, включая приобретаемые городом у инвестора жилье для нужд переселения из сносимых домов. Поэтому речь не идет ни о каком сокращении объемов строительства жилья, а наоборот - об увеличении строительства жилья по городскому заказу", - замечает первый заместитель руководителя Департамента городского строительства Владимир Хайкин. По мнению чиновника, "сегодняшняя ситуация на рынке повлечет за собой сокращение строительства коммерческого жилья. А людям надо где-то жить, иметь возможность приобрести новые квартиры. Поэтому перед нами поставлена задача как по предоставлению жилья различным категориям нуждающихся, так и по обеспечению нормальных темпов ввода жилья в городе. И здесь мы можем вести речь о "распечатке" кварталов сложившейся застройки, которые до сих пор не реконструировалась. Это на сегодняшний день один из основных резервов для нового строительства"", цитирует газета слова Хайкина. "Изменение ситуации на жилищно-строительном рынке может способствовать улучшению перспектив московских очередников и участников социальных программ. Все более четко прорисовывающаяся переориентация строительных компаний на нужды городского заказа, а также массированный выкуп городом квартир у девелоперов приведут к увеличению объема предложения в "социальном" секторе... В условиях, когда из-за кризиса обычная ипотека стала практически недоступной для большинства москвичей, социальная ипотека от правительства Москвы продолжает функционировать с минимальными изменениями... Более того, нынешний кризис скорее всего будет способствовать формированию на рынке более справедливых цен, чего не удавалось добиться в прежней ситуации", пишет "Вечерка".

Помимо кварталов сложившейся застройки, существенным резервом столичного стройкомплекса остается ближайшее Подмосковье. "Власти Москвы планируют приобрести 4 тыс. га в Московской области, вблизи Южного Бутова, под строительство социального жилья. На этой территории столичное правительство рассчитывает возвести целый город-спутник Москвы - площадь жилья составит 8 млн кв. м", сообщает "РБК daily" в номере от 16 декабря. "В качестве возможного продавца участники рынка называют компанию "Масштаб", реализующую мегапроект "А101" на 13 тыс. га в Подмосковье. Эксперты уверены, что город будет привлекать девелоперские компании к участию в этом проекте, стоимость которого составит не менее 7 млрд долл. О планируемом бутовском мегапроекте рассказал руководитель департамента городского строительства Москвы Александр Косован... Подходящая земля была найдена рядом с районом Южное Бутово. Как рассказал г-н Косован, участок площадью 4 тыс. га располагается в 300 м от проходящей здесь Бутовской линии легкого метро. Он уточнил, что на этой территории можно построить порядка 8 млн кв. м социального жилья, где будут проживать 400 тыс. человек. "Проекты планировки уже разработаны, и уже ведутся переговоры с собственниками земли", - отметил г-н Косован, не пояснив, кто выступает контрагентом в сделке... Цена сделки, по словам экспертов, будет рассчитываться исходя из потенциальной прибыли от построенного жилья: в данном случае она может составить 10 тыс. руб. на 1 кв. м".

Прогноз относительно того, как изменится строительный рынок Москвы после кризиса, привел в интервью "Коммерсанту" в номере от 16 декабря совладелец группы "ДОН-строй" Максим Блажко. "В сегменте жилой недвижимости в следующем году резко сократится предложение, по сравнению с этим годом раза в три - ведь в 2008 году новые проекты на рынок практически не выводились, и кризис, вызвавший заморозку ряда объектов, только усугубил ситуацию. При этом на рынке неизбежно проявится накопившийся отложенный спрос, который к моменту выхода из кризиса может составить и миллион квадратных метров. Это приведет к тому, что уже во второй половине 2009-го - начале 2010 года цены на рынке жилья вернутся к уровню лета 2008 года", считает Блажко. "В сфере коммерческой недвижимости мы прогнозируем падение спроса на аренду офисных помещений и, соответственно, снижение ставок. Выживут удачные проекты, в которых сочетаются правильное местоположение и сбалансированная концепция. Таких объектов единицы, и они будут успешно реализовываться вне зависимости от ситуации на рынке. Предположительно стагнация на этом рынке продлится до 2011 года, поэтому к проектам в этом секторе мы будем подходить особенно аккуратно и выборочно. Что касается торговой недвижимости, то она наименее подвержена кризисным влияниям, хотя и на этом рынке будет наблюдаться временное снижение арендных ставок. Но выход из кризиса у данного сегмента будет наиболее быстрым, поскольку здесь проблема не столько системная, сколько поведенческая".

Коммерческая недвижимость Москвы

"Московские чиновники стремятся укрепить контроль за строительным рынком столицы. Для этого государственное унитарное предприятие "Управление перспективных застроек" (ГУП УПЗ) теперь будет не только планировать квартальную застройку, но и выполнять функции технического заказчика и частично инвестора. Учитывая планы приватизации ГУПов, можно предположить, что в недрах департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, в который структурно входит УПЗ, созревает новый крупный игрок на столичном строительном рынке", сообщает "Газета" в номере от 15 декабря. Правда, лицензии на подрядные работы в строительстве у ведомства пока еще нет. "Если она будет получена, на рынке исполнения горзаказа в строительстве появится мощный игрок. Тем более что под руководством бывшего главы УПЗ Владимира Хайкина (сейчас он один из заместителей главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина) уже не один год актуализируется и исполняется программа реновации кварталов сложившейся жилой застройки... По сути, УПЗ может со временем получить функции бюджетного девелопера. Девелопер такого масштаба сможет контролировать и распределять бюджетные потоки... В перспективе фронт работ у потенциального девелопера весьма впечатляющий. Взять хотя бы проект застройки территорий 3 тысяч центральных тепловых пунктов (ЦТП). Скорый запуск этого проекта планируют в мэрии Москвы, что агентству "ИФ-Недвижимость" подтвердил чиновник мэрии, пожелавший остаться неназванным", пишет газета.

"Вслед за "Базэлом" двух проектов по строительству московских гостиниц лишилась компания "Ингеоком"", пишут "Ведомости" в номере от 15 декабря. "Правительство Москвы признало "утратившими силу" результаты аукционов на право проведения предпроектной работы для строительства девяти гостиниц из-за истечения сроков действия договоров, говорится в распоряжении мэрии. Результаты были обнародованы в 2005 г. Инвестором по двум объектам числится консорциум ЗАО "Объединение "Ингеоком" и ЗАО "Инкоррус". На пересечении Боровского шоссе и Чоботовской улицы планировалось построить гостиницу площадью 25 200 кв. м и вместимостью 420 мест, а на Сколковском шоссе - 5400 кв. м и 200 мест. Представитель "Ингеокома" от комментариев отказался. Телефоны "Инкоррус" в пятницу не отвечали... Чиновник правительства Москвы утверждает, что по этим участкам, скорее всего, будут проведены новые аукционы. Если компании не выполнили работу в срок, то город, будучи заказчиком, вправе от принятия работы отказаться, говорит старший юрист Sameta Денис Шорин. Разыскать инвесторов остальных семи гостиниц не удалось", заключает газета.

"Как стало известно "Ведомостям", ЗАО "Ин­фраструктура" Романа Абрамовича разработало концепцию Западного речного порта и намерено инвестировать в проект", пишет газета в номере от 19 декабря. "Общественный совет при мэре Москвы одобрил концепцию логистического центра и паркинга на 8000 машино-мест на территории Западного речного порта, разработанную специалистами ЗАО "Инфраструктура"... На территории порта будет построен логистический комплекс площадью 240 000 кв. м для обслуживания делового центра "Москва-сити", сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Грузы будут попадать в Центральное ядро по специальному тоннелю. А пятиуровневая подземная автостоянка, по мнению Кузьмина, компенсирует нехватку машино-мест в ММДЦ... Западный порт, занимающий около 10 га на берегу Москвы-реки рядом с Новозаводской и Большой Филевской улицами, является городским предприятием. Чиновник мэрии рассказывает, что сейчас будет просчитываться экономическая обоснованность проекта", отмечают "Ведомости".

"Разработанные столичными чиновниками условия приватизации офисов малыми и средними предприятиями являются не более чем формальностью. Поскольку власти Москвы уже составили списки помещений, не подлежащих отчуждению из собственности города и подлежащих передаче предпринимателям только на правах аренды", сообщает "Время новостей" в номере от 18 декабря. "Об этом вчера на очередном заседании Мосгордумы во время окончательного утверждения нового закона "О приватизации государственного имущества города Москвы" заявил руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин. Примечательно, что площади, которые город закрепляет в своей собственности, существенно превышают нынешний арендный фонд, предназначенный для представителей малого и среднего бизнеса... Москва оставляет за собой порядка 3,5 млн кв. м офисных площадей. При этом до последнего времени, по данным городского департамента имущества, малый и средний бизнес арендовал 2,095 млн кв. м муниципальных помещений. По сути, все это означает, что большая часть городских арендаторов так и не получит возможности выкупить в собственность занимаемые ими площади", пишет газета. "Явное нежелание мэрии расставаться с офисным фондом депутаты попытались обойти с помощью поправок, увеличивающих как размеры помещений для льготной продажи, так и рассрочку для малых предприятий. Однако серьезной перспективы эти поправки не имели. "Основной способ имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве - сохранение объектов нежилого фонда в арендном пользовании с установлением льготной ставки арендной платы", - дали ясно понять чиновники".

"В Таганском суде Москвы начались необычные слушания. Истцы - обитатели выходящих на Пушкинскую площадь домов - требуют признать все прежние согласительные процедуры по застройке "Пушки" недействительными и провести новые публичные слушания проекта гигантского подземного комплекса и транспортных тоннелей. Но почему добиваться открытого обсуждения этого неоднозначного проекта горожанам приходится в суде?", задают вопрос "Известия" в номере от 12 декабря. Газета приводит слова представителя инициативной группы, выступающей против строительства. "Недавно мы узнали, что представители инвестора обрабатывают жителей поодиночке, составляют непонятные протоколы. Один нам даже удалось раздобыть. Он очень похож на те, что составляют при публичных слушаниях: "присутствовали делегаты от инициативной группы жителей", им "продемонстрированы планы и схемы реконструкции площади", "делегаты высказали тревогу за сохранение жилых домов вообще и своих квартир в частности", "сформирован список пожеланий жителей к застройщикам". А теперь самое интересное. Участвовали в этих "слушаниях" четыре человека, подписали протокол только трое, жители одного подъезда из дома 17 по Тверской... Но не исключено, что именно этот протокол будет потом фигурировать в инстанциях. Поэтому мы, члены движения "Пушкинская площадь", и подали в суд", цитирует газета представителя общественности.

"Первое, чего мы потребовали в суде, - обязать управу прекратить согласительные процедуры на время слушаний по нашему делу. Нам отказали... Обидно, что власти пытаются записать нас в шкурники. Мол, "раньше думай о Родине, а потом - о себе". Но в пяти домах, непосредственно примыкающих к площади, полторы тысячи жителей. В трех метрах от фундаментов наших домов появится котлован размером 450 на 150 метров и 25 метров глубиной. Даже при падающем рынке квартиры в наших домах стоят примерно по $1,5 млн. А что будет, если дом рухнет? Дадут квартиру в Бирюлеве? К тому же строить такой гигантский объект в непосредственной близости к трем станциям метро - более чем опасно". Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин признал, что вопрос строительства под Пушкинской площадью - "общественный вопрос, а не вопрос власти", отмечают "Известия". Профессор МАРХИ, председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев в свою очередь заявил, что "в реальности всегда можно обойтись формулировкой - мнение, высказанное на публичных слушаниях, учтено". "Проблема в том, что у нас до сих пор нет жесткого городского закона о правилах застройки. Все остальное - только "спуск пара"... обсуждение проекта на Пушкинской требует в том числе и технологического взгляда на всю транспортную схему Москвы. То есть не только публичных, но и экспертных слушаний, лучше всего с привлечением международных экспертов, потому что только "внешний взгляд" позволяет освободиться от местных фобий или местных пристрастий. До сих пор этого всячески избегали", констатирует эксперт.

Дорожное строительство

"День 4 декабря запомнился москвичам не только выступлением премьер-министра страны Владимира Путина, но и дорожным коллапсом, случившимся на улицах города. В тот день Москва замерла: общая протяженность дорожных заторов достигла 800 км. Неудивительно, что в числе приоритетных вопросов в рамках программы "Разговор с Владимиром Путиным" всплыла тема решения транспортной проблемы в столице", пишет "Московская правда" в номере от 15 декабря. "Владимир Путин сообщил, что столичные власти представили перспективные планы развития транспортной инфраструктуры, и сейчас эти планы обсуждаются на федеральном уровне. При этом глава правительства заверил москвичей, что решение в любом случае будет найдено... Столичный градоначальник давно искал поддержки в борьбе с легендарными московскими пробками на самом высоком уровне, доказывая, что эту проблему нужно решать общими усилиями. Однако к просьбам Юрия Лужкова центр долго оставался глух - процент финансирования на строительство дорог из государственной казны был минимален. И только после того, как в июне 2008 года Владимир Путин потребовал серьезно взяться за проблему и, в частности, обратил внимание на новую Центральную кольцевую автодорогу вокруг столицы, в Минтрансе пошли навстречу предложениям московского мэра... Вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил о том, что на программу развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области может уйти 5 трлн. рублей... Реализация программы предусматривает строительство дополнительных кольцевых и радиальных автомагистралей, прокладку железнодорожных путей и развитие водного транспорта. Снять тяжелейшую нагрузку с региона поможет вывод из города и районов, прилегающих к МКАД, всех таможней и логистических центров", пишет газета.

Город продолжает вкладывать в дорожное строительство и собственные средства. "В ближайшие три года правительство Москвы планирует потратить на строительство дорог 300 млрд. рублей. Об этом на днях заявил глава столичного Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. А к 2015 году городские власти собираются завершить строительство Четвертого транспортного кольца", пишут "Новые Известия" в номере от 18 декабря. "По словам Александра Левченко, сумма в 300 млрд. рублей уже заложена в инвестиционную программу развития Москвы. Расходоваться эти деньги будут равными долями, примерно по 100 млрд. рублей в год. Несмотря на кризис, город планирует удержать финансирование дорожного строительства на уровне 2008 года, когда на эти цели ушло 106 млрд. рублей. В 2007 году на строительство дорог столичные власти потратили 70 млрд. рублей".

В числе крупнейших проектов в сфере дорожного строительства Москвы - завершение проекта "Большая Ленинградка". "Строительство транспортной развязки на Ленинградском проспекте, расположенной у станции метро "Сокол", вступило в самый сложный этап. Об этом заявил во время традиционного субботнего объезда по городу мэр Москвы Юрий Лужков", пишет "Российская газета" в номере от 15 декабря. "Впервые в мире тоннель будет построен под действующей линией метро без остановки движения поездов. Он пройдет близко к существующей застройке, потребует перекладки многих коммуникаций, вывешивания коллекторов, чтобы пройти под ними. Глубина тоннеля - до 25 метров. Пройти щитом его невозможно. Придется строить открытым способом, забивая тысячи свай, создавая "опережающие экраны" и заканчивая цементированием со специальными добавками для лучшего затвердения. Здесь на редкость трудные грунты - водонасыщенные пески. Протекает заключенная в трубу речка Таракановка. Балтийский будет самым протяженным из трех тоннелей, составляющих эту развязку: его длина - 2015 метров, в то время как Волоколамского - 1730, а Ленинградского тоннеля в сторону аэропорта Шереметьево - 660 метров. Он пройдет под Рижским направлением железной дороги, будет иметь развязку с улицей Космонавта Волкова и напрямую выйдет в створ Большой Академической улицы", пишет "РГ". "Юрий Лужков категорически опроверг слухи о свертывании дорожного строительства в Москве. Он заявил: "Мы не уменьшаем финансирования по строительству дорог, так же как и социальных программ. Это защищенные статьи городского бюджета"".

"В августе г-н Лужков соглашался с тем, что вся реконструкция Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе завершится в 2010-м", напоминает "Время новостей" в номере от 15 декабря. "Однако теперь, судя по всему, власти вновь будут подгонять дорожников - из опасений завязнуть в финансировании долгостроя. "Помедленнее и поспокойнее - это большие деньги", - заявил мэр после того как лично проверил ход подземного строительства в стартовом котловане будущего тоннеля со стороны улицы Алабяна. Г-н Лужков считает, что, несмотря на технические сложности проекта, исполнители и заказчики должны найти "оптимум" и придерживаться ранее оговоренных сроков. Он потребовал "обоснованной смелости решений" от теоретиков и практиков строительной отрасли. С другой стороны, градоначальник напомнил, что финансовые соображения не отменяют требований безопасности при строительстве тоннеля, который должен пройти под двумя действующими линиями метрополитена... Он призвал проектировщиков найти такое решение, при котором строительство не вызвало бы чрезвычайных ситуаций, и при этом не разочаровали московских автомобилистов, ждущих "быстрого исполнения всех работ по Ленинградке".

"Затяжной конфликт "платная дорога Москва-Санкт-Петербург против Химкинского леса" "повысил градус"", констатируют "Известия" в номере от 15 декабря. "На прошедших в Мосгордуме слушаниях защитники подмосковной экологии предложили альтернативный проект. По их мнению, трассировка по территории Химкинского лесопарка погубит вековую дубраву. Поэтому стоит провести этот участок... под землей. Так, как сделали в Москве, убрав в тоннель Звенигородский проспект ради Серебряного Бора и Третье кольцо в районе Лефортова - ради палат XVIII века. Областным властям осложнения ситуации с федеральным "хайвэем" не нужны. Эта дорога - возможность отказаться от расширения участка "старой" Ленинградки в Химках, только что перешедшего в их ведение от Москвы", пишет газета. "Не надо считать нас оголтелыми противниками скоростной трассы - это не так, - заявила "Известиям" Евгения Чирикова, возглавляющая инициативную группу "Экозащита". - Мы понимаем, что дорога Москва - Санкт-Петербург нужна в том числе и жителям Химок, так как она может разгрузить Ленинградское шоссе. Нас возмущает то, что трассу так упорно пытаются проложить самым гибельным для экологии, зато самым дешевым способом. Именно поэтому мы предлагаем альтернативный вариант".

"Аргументы сторонников наземной версии трассы озвучила ведущий специалист НИиПИ Генплана Наталья Ожерельеваp>