В приложении к "Независимой газете" (Дипкурьер) сегодня публикуется интервью с президентом Курманбеком Бакиевым. ИА REGNUM приводит некоторые фрагменты интервью.

При таком огромном гидроэнергетическом потенциале Киргизия, однако, испытывает трудности с обеспечением электроэнергией. Киргизские эксперты, а также оппозиционеры утверждают, что страна находится в состоянии жесточайшего энергетического кризиса. Как вы планируете войти в зиму, сможет ли правительство обеспечить население теплом и светом?

Проблем много, они те же, что и для всего СНГ и для России, - изношенность оборудования, воровство электроэнергии... Но не это главное. Главная же причина сегодняшних отключений электроэнергии в республике - маловодье и низкий уровень запасов воды в Токтагульском водохранилище. Прошлая зима у нас была довольной суровой, но мы практически не отключали электроэнергию. В нынешнем, если не отключать, то запасы водохранилища могут упасть до нуля, и тогда вообще все четыре ГЭС, которые находятся ниже по течению, просто встанут. Главное для нас сегодня - сберечь воду в водохранилище и не допустить полной остановки ГЭС. К тому же весной мы обязаны дать соседям в Ферганскую долину поливную воду.

На днях премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский заявил, что российский рубль может использоваться в качестве региональной валюты не только в рамках Союзного государства Белоруссии и России, но и в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС? Это благие пожелания или же ведется определенная работа в этом направлении?

Это очень непростой вопрос. Экономики разные, уровень развития разный... Думаю, говорить сегодня о рубле как о единой валюте ЕврАзЭС рано. Но в перспективе - почему нет? Почему Европа смогла перейти на евро, а мы не сможем? Это вполне, на мой взгляд, реализуемое дело, и я приветствую идею региональной валюты. Уверен, в качестве региональной валюты рубль очень будет способствовать интеграции наших экономик. Если экономисты и финансисты сумеют найти пути решения, то почему нет? Доллар, конечно, прочно вошел во все сферы жизни. Но где США, а где мы?

Вокруг авиабазы США в Киргизии время от времени возникают какие-то слухи, связанные то с возможным ее выводом, то, наоборот, говорят о перспективе размещения на территории республики второй американской базы близ города Токмак. Что в них правда, а что домысел?

Даже не знаю, кто такие слухи распускает и как их комментировать. Поверьте, я как президент могу не знать, скажем, об открытии какого-нибудь захудалого свечного заводика. Но уж о строительстве целой военной базы, понятное дело, знать обязан. Напомню, когда давалось разрешение Соединенным Штатам на открытие военной базы в Манасе, то обговаривалось: она существует до завершения войны с талибами. Мы пошли навстречу. Я тогда работал премьер-министром Кыргызстана и помню, как многие в правительстве, включая тогдашнего президента Акаева, считали, что с американцев не надо брать плату за пребывание здесь и даже за использование нашей взлетной полосы аэронавигации и т.п. Я настоял, чтобы платили. Сразу ставился вопрос, что погостят они у нас год-два, пока не покончат с войной в Афганистане. Но, как видите, уже семь лет минуло. По крайней мере речи о расширении базы США в Кыргызстане и быть не может.