"Если формат переговоров "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) не привел к обострению конфликта, значит не стоит что-либо менять", - заявил 15 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM завкафедрой отечественной истории Института истории государства и права Приднестровского госуниверситета Николай Бабилунга.

Как сообщало ИА REGNUM, заместитель министра реинтеграции Молдавии Ион Стэвилэ заявил, что формат приднестровского урегулирования "5+2" является лучшим из механизмов, которые были до сих пор, однако не является "вершиной совершенства". Стэвилэ предложил трансформировать формат переговорного процесса, повысив статус Евросоюза и США от уровня наблюдателей до уровня посредников, дав им те же функции, что и другим сторонам урегулирования. Также молдавский чиновник заявил, что представленный Тирасполем проект Договора о дружбе и сотрудничестве между Молдавией и Приднестровьем "нельзя воспринимать всерьез".

"О трансформации переговорного формата молдавская сторона может лишь мечтать, так как изменить ничего не сможет, - продолжил Бабилунга. - Повышение статуса ЕС и США зависит также от мнения приднестровской стороны, России, Украины и ОБСЕ. И далеко не все из этого списка готовы поддержать подобную инициативу".

"То предложение, которое сделало Приднестровье Молдавии в виде проекта Договора о дружбе и сотрудничестве, является крайне прагматичным и взвешенным. Наверное, хватит уже смотреть друг на друга сквозь мушку прицела. Пора перестать думать о том, что нас разъединяет и стоит задуматься о том, что может объединить два берега Днестра. У нас есть общие проблемы: экономические, демографические, экологические, транспортные. Все это и многое другое мы сумеем разрешить, если будем помнить о дружбе и настраиваться на добрососедские отношения. Но молдавская сторона не считает нужным рассматривать предложения Приднестровья, потому что, по всей видимости, считают нас своими подчиненными и холопами. Подтверждением тому служит принятый в 2005 году закон об особом правовом статусе Левобережья (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Почему мы после этого продолжаем удивляться подобному отношению? Для официального Кишинева такие заявления являются вполне закономерными", - считает историк.

"Никакие усилия и потуги Молдавии в отношении того, чтобы насильно пристегнуть к себе Приднестровье, не приведут ни к чему хорошему. В итоге все это лишь осложнит обстановку. В дипломатической практике, равно как и в медицинской должен работать один принцип - "не навреди". Думаю, что в Молдавии областью дипломатии заведуют не очень умные люди", - резюмировал Николай Бабилунга.