"Сейчас еще рано говорить о том, на какой статус может претендовать Гагаузия после урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Пока молдавская сторона настаивает на том, чтобы приднестровский вопрос решался на основании закона от 2005 года (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). А это ничем не лучше того положения, в котором в настоящее время находится Гагаузская автономия", - заявил 12 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Центра социальных и политических исследований "Перспектива", политолог Михаил Кушаков.

Напомним, в ходе онлайн-конференции в пресс-центре ИА REGNUM гагаузский правозащитник и общественный деятель Иван Бургуджи заявил, что "гагаузское руководство заявляло и, я думаю, будет заявлять дальше, что при урегулировании молдавско-приднестровского конфликта Гагаузия будет требовать себе статус не меньший, чем тот, что получит ПМР". Бургуджи отметил: "К сожалению, дальше деклараций о том, что Гагаузия претендует на такой же статус - не меньше, чем у Приднестровья, дело не идет. Чтобы получить такой же статус, надо не только декларировать, необходимы реальные шаги. Народное собрание должно принять соответствующее постановление, назначить представителя, который будет участвовать в переговорах, если Гагаузия не предпримет таких шагов, то говорить о том, что она должна получить или претендовать на такой же статус, будет пустым сотрясанием воздуха".

"Несмотря на нескончаемые переговоры, консультации и обсуждения приднестровской проблематики Молдавией никак не рассматривается возможный компромисс решения конфликта в виде федерации, конфедерации, или предоставления Левобережью полной независимости, - продолжил Кушаков. - Так что вряд ли в скором времени оправдаются ожидания Гагаузии о том, что Приднестровью будет предоставлен статус более высокий, чем тот, которым сейчас обладает эта автономия".

"Позиция Приднестровья проста и ясна. Руководство республики настаивает на том, чтобы урегулирование проходило с учетом результатов референдума 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM). Об этом же говорится в проекте Договора о дружбе и сотрудничестве, который Смирнов передал Воронину в ходе встречи в апреле этого года. Но пока Кишинев четкого ответа по проекту Договора не дал. Более того, замминистра реинтеграции Молдавии Ион Стэвилэ уже успел прокомментировать данный документ, заявив, что его "нельзя воспринимать всерьез". Хотя не думаю, что к мнению Стэвилэ стоит относиться как к официальной позиции Республики Молдова. Дипломатия - это искусство компромиссов. Потому, уверен, что заявление Стэвилэ не является последним и окончательным по данному вопросу", - заявил Кушаков.

"В любом случае, для того, чтобы переговорный процесс продолжался дальше, президент Молдавии Владимир Воронин обязан дать четкий и ясный ответ на предложенный ему приднестровской стороной Договор о дружбе и сотрудничестве", - резюмировал Михаил Кушаков.