Казахстан хочет запустить контейнерный поезд в обход российской Транссибирской магистрали. Железнодорожная компания "Казахстан темир жолы" выступила с инициативой создать новый маршрут контейнерных перевозок от Чёрного моря до Китая. В Казахстане считают, что таким образом можно сократить время доставки грузов из Китая в Европу. Об этом пишет газета РЖД "Гудок". Рабочая группа по созданию контейнерного маршрута была создана в Одесском порту. Предполагается, что маршрут пройдёт по территории шести стран: Украины, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая. Инициаторы рассчитывают, что в Среднюю Азию из Одесского и Ильичёвского портов будут доставляться автозапчасти, автомобили, продукты питания и прочие товары из Египта, Турции, Сирии и Израиля. Все детали стороны обсудят более подробно на совещании в январе 2009 года. На него планируется пригласить контейнерных операторов и компании, занимающиеся перевозками грузов, с Украины, из России и Казахстана.

Как рассказал "Гудку" советник представительства "Казахстан темир жолы" в России Гайдар Абдикеримов, маршрут протяжённостью 3 тыс. км, вероятно, не затронет Транссиб. "Если поезд пойдёт из Одессы, то его маршрут, скорее всего, протянется через Красную Могилу, Белгород, Ганюшкино и дальше. Если груз едет в Киргизию - через Луговую, если в Таджикистан - через Сарагач и Ташкент. Это оптимальные маршруты по расстоянию, Транссиб сюда не вписывается, - сказал Гайдар Абдикеримов. - Но, может быть, направление будет изменяться в зависимости от тарифных условий". Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов выразил сомнения в успешной реализации идеи. "Мне представляется, что участникам проекта будет трудно привлечь грузовую базу: всё-таки это более длинный путь, чем его аналог через Транссиб. Что касается запчастей в Среднюю Азию, это очень небольшой объём перевозок", - пояснил Геннадий Бессонов.