Сфера услуг в России стремительно теряет клиентов
Москва, 4 декабря, 2008, 03:35 — ИА Регнум. Активность в сфере услуг в ноябре упала до абсолютного минимума, что подтверждает распространение кризиса по всей экономике. Такие выводы обнародовал вчера банк "
Российский сектор услуг в ноябре резко сократился, что ясно указывает на широкое распространение финансового кризиса по всей экономике, говорится в сообщении банка "ВТБ Европа" - бывшего
Активность в российской сфере услуг аналитики банка измеряют с помощью индекса "ИМС-сервис", который фиксирует число положительных и негативных оценок менеджеров по снабжению предприятий сектора услуг. Значение выше 50 пунктов "ИМС-сервис" говорит об активизации деятельности по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 пунктов - о замедлении. В опросе участвуют 300 компаний. По данным опроса, значение индекса "ИМС-сервис" в ноябре упало до 37,2 пункта по сравнению с 47,4 пункта в октябре. Это самое низкое значение за весь период исследования, начавшегося в октябре 2001 года. Ранее проведенный этим банком опрос менеджеров по снабжению промышленных предприятий выявил, что темпы обвала в производственном секторе в ноябре оказались выше, чем в кризис 1998 года. Таким образом, главе Минпромторга
"В ноябре резко снизились показатели деловой активности, новых заказов и занятости. Данные опросов указывают также на ожидания дальнейшего спада в секторе услуг по мере распространения кризиса на различные области экономики. В условиях ухудшения делового климата инфляционное давление сократилось, а темпы роста себестоимости снизились до рекордно низкого уровня", - заявила старший корпоративный аналитик банка "ВТБ Европа" Светлана Асланова.
Затраты в секторе услуг в ноябре продолжали в среднем расти, однако темпы инфляционного роста резко замедлились и были самыми низкими за все время проведения исследований, что объясняется падением цен на горючее. Увеличение затрат происходило за счет роста расходов на аренду и заработную плату, считают аналитики банка "ВТБ Европа".
"Компании сообщают, что их клиенты испытывают затруднения с финансированием новых контрактов. Одновременно широкий экономический спад существенно отразился на спросе на услуги", - говорится в отчете банка. Настроения относительно развития деловой активности в российском секторе услуг на ближайшие 12 месяцев были пессимистичными впервые за весь период исследования с октября 2001 года. Причина негативных прогнозов - продолжение ухудшения спроса в ближайший период.
Эксперты считают, что спад по многим видам услуг может быть глубже, чем в среднем в экономике. "Некоторые виды услуг в финансах не только сократятся, а просто не будут предоставляться вообще - по крайней мере в ближайшем будущем. Вряд ли, например, актуально говорить о такой услуге, как организация IPO", - считает главный экономист "Открытия"
"Одним из наиболее защищенных секторов в сфере услуг является мобильная связь. Судя по опросам, оплата за мобильную связь - это то, на чем люди будут экономить в последнюю очередь. Также людям будет трудно отказаться и от недорогих услуг, таких как стрижка или маникюр. Здесь скорее всего произойдет бегство от дорогих салонов в более дешевые", - соглашается аналитик
Предприниматели готовы к массовым сокращениям - как персонала, так и объемов услуг. "Совокупное падение спроса составило не менее 30%, а минимальное высвобождение занятых в этой сфере - 15%. Если кризис будет нарастать, то высвобождение сотрудников может дойти до 20-25%", - считает президент Российского союза туриндустрии
В то же время есть сектора, которым кризис пошел на пользу. "Растет спрос на услуги, призванные поддерживать бизнес на плаву, - в частности, на юридические услуги по увольнению сотрудников", - отмечает глава представительства Kerio Technologies в России и