В большинстве регионов РФ муниципальные и государственные клиники предлагают заплатить за медицинские услуги, входящие в программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. К такому выводу пришли специалисты Росздравнадзора, проверив более 1,2 тыс. государственных и муниципальных клиник, пишет сегодня "Российская газета".

Вопрос, какую помощь пациент должен получить в государственном учреждении бесплатно, а за что - заплатить, и простой, и очень сложный. Есть принятая на федеральном уровне программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. На ее базе каждый регион принимает свою собственную территориальную программу - расширять спектр бесплатных услуг в ней по сравнению с федеральными нормами можно, а вот сокращать - ни-ни, подчеркивает издание.

Но беда в том, что программы - это в общем-то рамочные документы, четкого перечня (вот этот анализ или исследование - бесплатно, а этот - через кассу) они не содержат. И хотя с момента, когда правительство разрешило государственным клиникам брать деньги с пациентов, прошло уже 12 лет, до сих пор далеко не в каждой области и республике приняты и действуют документы, которые бы четко регламентировали порядок организации и оказания платных медуслуг. В число регионов, где такая нормативная база отсутствует, попали Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Хабаровский край, Курская и Сахалинская области. Среди лидеров по количеству нарушений - республики Карелия, Саха (Якутия), Чувашия, Камчатский край, Брянская, Вологодская, Иркутская, Курская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области, Чукотский АО.

Проверки показали: в большинстве проверенных лечебно-профилактических учреждений преобладают диагностические и профилактические услуги (предварительные и периодические медицинские осмотры). При этом в 48 регионах существовал прейскурант и на виды медуслуг, которые входят в территориальную программу госгарантий, а потому должны оказываться бесплатно.

Самая распространенная ситуация: чтобы пройти, допустим, ультразвуковое исследование, приходится записываться чуть ли не за месяц вперед, а через кассу - пожалуйста, хоть сегодня. Можно сколько угодно говорить об объективных причинах: отсутствии "узких" специалистов, нехватке медицинского оборудования и дефиците финансирования территориальных программ госгарантий. Все это действительно имеет место. Но имеет место и прямо противоположное: в некоторых клиниках, получивших в рамках нацпроекта "Здоровье" самое современное, дорогостоящее оборудование, его начали в хвост и гриву использовать именно для обследования платных пациентов.

Главное же, в абсолютном большинстве поликлиник и больниц не считают нужным информировать пациента, хотя правила требуют, чтобы перечень гарантированно бесплатных услуг и дополнительных услуг, которые можно получить за деньги, был абсолютно доступен всем желающим. Иначе откуда пациент узнает, что медучреждение обязано соблюдать принцип добровольности при оказании платной помощи и с ним должен быть заключен соответствующий договор?

Картина по стране очень пестрая. Причем далеко не всегда доля платных услуг зависит от финансового благополучия конкретного региона. Например, в Удмуртии доля платных услуг составила 0,9%, а в Приморье едва ли не каждая третья шла через кассу.

В начале следующего года в Росздравнадзоре пройдет коллегия, посвященная платной медицине. В любом случае, по мнению главы Росздравнадзора Николая Юргеля, необходимо ужесточить контроль за работой региональных медучреждений. Напомним, с 2008 года в рамках перераспределения полномочий эта функция лежит на регионах и муниципалитетах.