"Сегодня, чтобы вновь стать положительным примером для мирового сообщества, руководство Молдавии, совместно с руководством Гагаузии, должно модифицировать статус автономии в соответствии с современными требованиями, запросами населения, изменившимися обстоятельствами и евроинтеграционными устремлениями страны". Как сообщили в пресс-службе главы Гагаузии, об этом заявил 2 декабря башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал, выступая на осенней сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Формузала, в начале 90-х годов XX века Молдавия продемонстрировала миру два примера решения конфликтов в одной стране: один положительный - Гагаузия, другой отрицательный - Приднестровье. "В первом случае Молдавии вполне конструктивно удалось решить "гагаузский вопрос", законодательно закрепить автономный статус Гагаузии, что весьма позитивно было оценено Советом Европы и его структурами (Венецианская комиссия и др.), как яркий пример разрешения этнополитических конфликтов мирным, демократически путем. Этому предшествовали весьма драматичные события (этнополитический конфликт, провозглашение "независимой Гагаузской Республики", введение чрезвычайного положения) и последующая кропотливая работа по поиску компромисса для обеих сторон. Она завершилась проведением референдума (март 1995 года) в населенных пунктах, где проживали 50 и более процентов гагаузов, формированием в автономии своих структур власти, принятием 14 мая 1998 года Уложения Гагаузии (Гагауз Ери). Отрицательным примером стал приднестровский конфликт, где имели место полномасштабные военные действия в 1992 году. До сих пор конфликт не решен и оказывает негативное влияние на экономическое развитие страны", - отметил глава Гагаузии.

В то же время, по словам Формузала, спустя 14 лет со дня создания автономии, закон "Об особом правовом статусе Гагаузии", который задумывался в качестве фундамента, основы для дальнейшего развития Гагаузии, так и остался в первоначальном виде. "Положения данного закона, который, по сути, должен гарантировать полномочия и нормальное функционирование гагаузской автономии, не только не совершенствуется, но и не выполняются в полном объёме. Считаю, что в имеющихся проблемах в реализации полномочий Гагаузией ответственно как руководство Республики Молдова, так и политическая элита Гагаузии которая находилась у власти. Не на должном уровне отстаивались интересы автономии, и не было последовательных действий по ее развитию", - подчеркнул башкан.

Он отметил, что такой подход, в первую очередь, со стороны центральных органов власти Молдавии подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования, утверждения и разграничения реальных полномочий между центром и автономией. "В XXI веке мир не освободил человечество от межнациональных конфликтов и тому свидетельством последние события на Кавказе. Такие примеры демонстрируют неадекватные отношения между титульной нацией и национальными меньшинствами. Последние события на международной арене свидетельствуют об обострении и даже о возникновении всё новых и новых межнациональных противоречий. В этих условиях Республика Молдова вновь может заявить о себе как о стране, нашедшей действенный рецепт избавления от опасных межнациональных конфликтов. Однако с момента создания автономии было сделано слишком мало, чтобы полностью исчерпать опасный конфликтный потенциал", - заявил Формузал.

По его мнению, вызовы, с которыми придется справляться руководству Республики Молдова и Гагаузии, связаны с необходимостью больших обоюдных усилий для демонстрации всех позитивных элементов модели Гагаузии для Приднестровского региона. "Также существуют и внешние вызовы, которые связаны с тем, что Республика Молдова стала соседом Европейского союза с 2007 года и это накладывает определенные обязательства в политике по соблюдению прав национальных меньшинств. Будучи малочисленным народом, и являясь национальным меньшинством, в Республике Молдова, гагаузы крайне заинтересованы в участии Гагаузии и Республики Молдова в программах трансграничного сотрудничества и программах добрососедства, а также в модифицировании национального и регионального законодательства в соответствии с европейскими стандартами. Более того, это становится особо актуальным в современной Европе, которая все больше становится Европой регионов", - подвел итог Михаил Формузал.