Конституционный суд РФ сегодня, 27 ноября, признал не соответствующими Конституции РФ вторую часть пятой статьи федерального закона "О минимальном размере оплаты труда (МРОТ)". Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе суда, в законе о МРОТ установлены две величины. Одна - собственно МРОТ, которая ежегодно индексируется. Ее используют при определении минимальной зарплаты и при начислении социальных выплат. Вторая - базовая сумма МРОТ (100 рублей), не менявшаяся с 1 января 2001 года. Ее применяют при начислении налогов, сборов и штрафов.

По данным пресс-службы, в суд обратились трое граждан РФ, заключившие договоры пожизненной ренты с переходом недвижимости в собственность плательщика ренты. Размер их ежемесячного содержания был установлен в 2001 году в сумме 400 рублей в месяц с последующей индексацией "пропорционально увеличению установленного законодательством минимального размера оплаты труда". Плательщики ренты не увеличивали заявителям размер ренты, ссылаясь на то, что базовая сумма МРОТ не индексировалась. Тогда заявители, полагая, что рента должна индексироваться в соответствии с МРОТ, начали обращаться в различные судебные инстанции, но требования их удовлетворены не были. Следствием этого стало обращение граждан в Конституционный Суд РФ, так как, по их мнению, оспариваемая нормы противоречит Конституции РФ.

Конституционный суд в ходе рассмотрения дела, пришел к выводу, что граждане - получатели ренты, заключают соответствующие договоры ради сохранения уровня жизни, и для многих из них рента - основной источник существования. Исчисление платежей при базовой сумме в 100 рублей, по мнению судей, снижает гарантии социальных прав получателей ренты. Кроме того, оспариваемая норма не позволяет пересматривать размер минимального рентного платежа с учетом индексации, что создает предпосылки к несоразмерному ограничению права собственности и свободы договора. В итоге Конституционный Суд РФ признал, что оспариваемая норма не соответствует статье 8, частям 1 и 2 ("В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности", "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности"), статье 19, частям 1и 2 ("Все равны перед законом и судом", "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств"), статье 34, части 1 ("Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"), статье 35, частям 1 и 2 ("Право частной собственности охраняется законом", "Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами") и статье 55, части 3 ("Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства").

Конституционный Суд РФ обязал законодателя не позднее 1 июля 2009 года принять новую норму, "которая будет соответствовать принципам социальной справедливости и гуманности".