К вопросам развития административно-территориального деления России, в том числе пересмотра границ регионов и их укрупнения в результате объединения необходимо подходить "очень осторожно, взвешенно и действовать строго в рамках действующих законов", заявил корреспонденту ИА REGNUM 11 ноября председатель комитета Государственной думы РФ по делам Федерации и региональной политике Виктор Усачев ("Единая Россия"). По словам Усачева, прежде всего, необходимо развести две проблемы, которые почему-то иногда смешиваются. "Одно дело, когда речь идет об объединении субъектов Федерации и создании на этой основе нового субъекта, и совсем другое - изменение административных границ субъектов Федерации", - сказал он.

Главным принципом объединения субъектов - является его добровольность, сказал депутат Госдумы. "Каждому из состоявшихся объединений предшествовали региональные референдумы, на которых абсолютное большинство проживающего в этих субъектах Федерации населения высказалось за подобное объединение", - сказал он.

"В этой связи, я, честно говоря, всегда удивляюсь, когда некоторые наши политики, политологи, представители СМИ так вот запросто ведут разговоры, проводят различные опросы общественного мнения, экспертов о возможном объединении, например, Республики Хакасия и Красноярского края, Алтайского края с Республикой Алтай, Еврейской автономной области с Хабаровским краем и т.д. Тем более, что при этом в ряде случаев кроме социально-экономических вопросов, затрагиваются и национально-этнические, конфессиональные аспекты. Простите, господа хорошие, а вы людей, проживающих там, спросили? Поэтому я бы призвал к более ответственному, взвешенному подходу к этим проблемам всех участников дискуссий на эту тему", - сказал Усачев.

Говоря о возможном изменении административных границ между субъектами Федерации, Усачев отметил, что несмотря на то, что федеральный закон о порядке изменения границ между субъектами Федерации пока не принят, "этот вопрос находит свое практическое разрешение в рамках положений действующей Конституции России".

Можно привести конкретные примеры, когда вопросы изменения границ между отдельными субъектами Федерации были решены посредством проведения местных референдумов с последующим принятием органов государственной власти субъектов и утверждением Советом Федерации, сказал глава комитета. "Так, в 1994 году были изменены границы между Ивановской и Нижегородской областями (передача Сокольского района в состав Нижегородской области), Костромской и Вологодской областями (передача Солигаличского района в состав Вологодской области), а в 2007 году - между Еврейской автономной областью и Амурской областью (передача села Заречное в состав Еврейской АО)", - напомнил глава комитета.

"Еще раз хотел бы обратить внимание на то, что и в первой рассматриваемой ситуации - объединение субъектов Федерации, и во втором случае - изменение границ между ними - главным основанием для принятия окончательного решения - является учет мнения граждан, проживающих на конкретной территории Российской Федерации", - сказал Усачев.