Директор Европейского центра геополитического анализа в России Марина Кочеткова присутствовала в качестве наблюдателя в составе миссии ОБСЕ на выборах президента Азербайджана, которые состоялись 15 октября. Напомним, по официальным данным, явка составила 75%. Победил действующий президент Азербайджана Ильхам Алиев, набравший 89% голосов. В интервью ИА REGNUM Кочеткова рассказывает о своих впечатлениях от наблюдения.

В составе миссии ОБСЕ в Азербайджане присутствовали 440 наблюдателей от краткосрочной миссии, которые приехали на недели. Наблюдатели от разных стран были перемешаны, их посылали по два человека в разные районы государства. Естественно, мы встречались друг с другом и до, и после выборов. Мы делились впечатлениями, и общая картина у меня сложилась следующая: в принципе, сама процедура выборов, подготовка и день голосования были проведены на достаточно высоком уровне, особенно по сравнению с предыдущими азербайджанскими выборами. Однако средства массовой информации освещали кампанию кандидатов неодинаково. Более того, несколько оппозиционных кандидатов отказались от участия в предвыборной гонке, что тоже могло повлиять на выбор избирателей. Представители ОБСЕ официально заявили о том, что граждане были лишены возможности проголосовать за других претендентов. На основной массе предвыборных плакатов можно было увидеть лишь одно лицо - лицо действующего президента. То же самое касается каналов телевидения, где бесконечно шла программа освещения его деловых визитов и поездок. Его показывали постоянно, чего я не могла наблюдать по отношению к другим кандидатам.

ИА REGNUM: Можно ли говорить о том, что в ходе выборов был использован административный ресурс?

По моему личному мнению, это безусловно так. К примеру, я была на границе с Нагорным Карабахом, где мне удалось посетить одну из воинских частей. В день выборов я провела там достаточно много времени, и было ясно, что военные приглашались на голосование чуть ли не по списку с равным временным интервалом. Нам объявили, что проголосовали уже около 700 человек, но при этом было видно невооружённым взглядом, что в прозрачной урне лежит значительно меньше бюллетеней. На открытие одного участка, на котором я находилась, мы прибыли к моменту, к которому, согласно действующему законодательству, должен был быть выполнен ряд необходимых процедур. Персонал утверждал, что все они были завершены за 45 минут до нашего приезда, что было сделать в принципе невозможно. Они также утверждали, что при этом присутствовали все члены комиссии. Это, опять же, не соответствует действительности, потому что некоторые из них не появились даже после того, как приехали мы. Опломбированные урны периодически не соответствовали своим номерам. Мне показалось, что члены комиссии были не совсем хорошо подготовлены к проведению таких процедур. Могу также сказать, что при подсчёте голосов на участке, на котором я находилась, бюллетени не были предъявлены всем наблюдателям, как это положено по закону. При этом, те бюллетени, которые признавались недействительными, они нам опять же не демонстрировали и сами складывали их в отдельную стопку.

ИА REGNUM: Сколько, по вашему мнению, составила реальная явка? По некоторым оценкам, она не превысила 20%.

У меня сложилось впечатление, что 75% - преувеличенная цифра. Думаю, было меньше, скорее, в районе 55%. Но, возможно, это субъективное мнение, ведь мне не удалось объехать все участки.

ИА REGNUM: Озвучивалась информация о том, что в избирательных комиссиях наблюдался решающий перевес участников, подконтрольных властям. Вам что-либо об этом известно?

Да, это так. Более того, я сама столкнулась с ситуацией, когда человек, приглашённый в качестве моего водителя на время нашего пребывания в этом районе, буквально за день до выборов был оповещён о том, что он должен стать наблюдателем от правящей партии. На каждом избирательном участке, который мне удалось посетить, присутствовали порядка 10 наблюдателей, из которых 8 - от правящей партии. Там были, конечно, заявлены наблюдатели от неправительственных организаций с неизвестными и повторяющимися названиями, но в основном это были представители правящей фракции. При этом меня поразило, что наблюдатели настолько устали к концу дня, что они даже не захотели дожидаться окончания процедуры подсчёта голосов и спрашивали разрешения покинуть участок у председателя комиссии.

ИА REGNUM: Миссия наблюдателей от Европарламента, несмотря на то, что по их словам, избирательная кампания в стране фактически не проводилась, в целом дала положительную оценку выборам. В частности, отмечалось, что "участие Азербайджана в политике Европейского соседства значительно содействовало приближению страны к стандартам демократии и верховенства закона". Вы согласны с подобной формулировкой?

Очевидное давление на избирателей не оказывалось. Явка была достаточно высокой. На те участки, на которых я присутствовала, люди приходили семьями, как это принято в сельской местности. Было видно, что для них это праздник. В разговорах, которые я слышала, говорилось, что альтернативы Алиеву нет. Если люди выбирают того, кого они хотят, наверное, это демократичные выборы. Они хотели этого президента.