В связи с мировым финансовым кризисом видимого сокращения товаропотока, в том числе в последние дни на границе российские таможенники пока не замечают. Как пишет сегодня "Российская газета", об этом сообщил вчера первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Малинин после открытия выставки "Таможенная служба-2008", которая приурочена к Дню таможенника.

По его словам, в связи с последними событиями никаких корректировок по таможенным платежам в бюджет и специальных циркуляров относительно "особого" режима работы таможни не поступало. Для убедительности чиновник озвучил ряд оптимистичных цифр на 1 октября 2008 года. Всего за 9 месяцев таможня перечислила в бюджет более 3,5 трлн рублей, перевыполнив план почти на 3%. "До конца года мы должны собрать в бюджет 4,6 трлн рублей. Думаю, что с этим заданием мы справимся", - сказал Малинин. Более того, по его словам, на собираемость таможенных платежей не повлияют снижение ставки пошлины на нефть, а также обнуление таможенных ставок на ряд таких импортных товаров, востребованных отечественной промышленностью, как каучук, ферросплавы, коксующий уголь.

Отвечая на вопрос: не наблюдают ли таможенники в связи с возрастающими потоками импортных товаров увеличение контрабанды, Малинин заявил, что система борьбы с этим злом на таможне настолько хорошо отлажена, что лишь горячие головы способны вынашивать сегодня такие планы. Для того чтобы в Россию и впредь не проникали контрабанда, контрафакт, поддельные продукты питания, фальшивые лекарства и наркотики, Федеральная таможенная служба подготовила концепцию о переносе таможенных пунктов пропуска из глубины страны на государственные границы. Поводом для глобальных перемещений и масштабной реорганизации, которая потребует, как уточнил первый заместитель главы ФТС, "очень серьезных бюджетных ассигнований", послужила, с одной стороны, твердая убежденность таможенников, что борьба с контрабандой и контрафактом должна идти на самых рубежах нашей родины. "Мы должны создать такой режим, чтобы дальше границы подозрительные товары не пускать. И в этом нас поддерживает правительство", - подчеркнул Малинин. А с другой - разгрузить крупные российские города от непомерной транспортной нагрузки, связанной с все возрастающим торговым оборотом.

Малинин сообщил, что сейчас концепция рассматривается в заинтересованных ведомствах и в ближайшее время будет направлена на утверждение в правительство. Таможенники рассчитывают, что ее реализация начнется уже в первом полугодии будущего года. Первыми в списке на вывод таможенных пунктов пропуска значатся Москва, Санкт-Петербург, Курск, Дальневосточный регион. За пределы Москвы, по словам Малинина, планируется вывести 45 таможенных терминалов. Причем останется только пять, которые займутся оформлением дипломатических и выставочных грузов. Малинин подчеркнул, что российский бизнес, импортеры и экспортеры в курсе планируемых изменений и, более того, поддерживают их. "Контраргументов у бизнеса нет", - уточнил Малинин.

Правда, первый заместитель главы ФТС не преминул заметить, что перенос таможен будет не так прост. Для этого потребуется "с картами и расчетами в руках" оценить будущую дислокацию пунктов пропуска, наличие дорог и всей необходимой инфраструктуры. Довольно сложно, по мнению Малинина, будет также и с "насыщением" приграничных таможенных пунктов на границе квалифицированными сотрудниками. Впрочем, пертурбации коснутся только автомобильного транспорта. Грузы, которые перевозятся морским и железнодорожным транспортом, таможня трогать не будет. "Таможенное оформление там останется таким, какое оно есть", - сказал Малинин.