"Неоценимую роль играет в развитии экономики страны и, прежде всего, топливно-энергетического комплекса вступивший в силу в августе 2008 года закон "Об углеводородных ресурсах"", - заявил корреспонденту ИА REGNUM посол Туркмении в Узбекистане Солтан Пирмухаммедов. По его словам, этот акт призван обеспечить эффективное использование колоссальных природных богатств страны.

"Регулируя различного рода отношения, возникающие при ведении работ, связанных с нефтегазовой отраслью на территории страны, включая туркменский сектор Каспийского моря, закон создает необходимые правовые и экономические предпосылки для динамичного развития отечественного ТЭК и широкого международного сотрудничества в энергетической сфере, в том числе - в области разведки и добычи углеводородного сырья, сервисного обслуживания предприятий нефтегазовой промышленности, стимулирования инвестиций, привлечения в отрасль передовых технологий, новейших научно-технических разработок", - отметил туркменский дипломат.

Он обратил внимание на то, что "укрепление статуса Туркмении как нефтегазовой державы нашло свое отражение в подписании долгосрочных межправительственных соглашений о сотрудничестве в газовой сфере с Евросоюзом, Россией, Казахстаном, Китаем, Узбекистаном и диктует необходимость выработки более гибкого подхода к реализации богатейшего ресурсного потенциала страны. В этом плане новый Закон, сфера применения которого в одинаковой степени распространяется как на отечественные, так и на иностранные компании, стал еще одним важным шагом на пути модернизации туркменского ТЭК, диверсификации международного энергетического сотрудничества, создания благоприятного инвестиционного климата, эффективных правовых и экономических механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами", - пояснил он.

По словам собеседника агентства, зафиксировав, что все углеводородные ресурсы, которые находятся в недрах Туркмении, являются исключительной собственностью государства, Закон определяет функции и полномочия государственных образований, в компетенцию которых, в частности, входит право их использования и управления, а также права и обязанности национальных концернов и корпораций, иностранных компаний и других лиц, осуществляющих операции; регламентирует порядок и условия выдачи соответствующих лицензий, заключения договоров, в том числе - о разделе продукции, о концессии, о совместной деятельности, а также на сервисные услуги с риском, равно как и условия приостановления или аннулирования этих документов в случае возникновения каких-либо претензий или разногласий.

"Если прежде предельный срок действия лицензии на добычу нефти и газа составлял 25 лет, то теперь, в исключительных случаях, он может быть продлен до 35 лет. Данное обстоятельство имеет немаловажное значение при освоении новых месторождений, требующих вложения значительных инвестиций в поисково-разведочные работы, создание всей необходимой промышленной инфраструктуры - таких, к примеру, как нефтегазовые месторождения туркменского сектора Каспийского моря. Кроме того, в Законе конкретизирована финансовая, налоговая и таможенная политика, определены льготы, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам и компаниям, что является важным стимулом для привлечения в страну зарубежного капитала. Как уже отмечалось, национальное законодательство базируется на общепринятых нормах международного права и тех международных договорах и соглашениях, которые подписаны Туркменией. Признавая их приоритет, вместе с тем, Закон "Об углеводородных ресурсах" усиливает гарантии соблюдения и защиты национальных интересов. Для этого в него введена новая статья - "Применимое право", которая означает, что все связанные с нефтегазовой сферой договоры и контракты, заключаемые на территории страны, основываются и регулируются исключительно законодательством Туркмении. В то же время необходимо отметить, что Туркмения является участником многих международных конвенций", - подчеркнул С.Пирмухаммедов.

Касательно других новшеств он отметил, что более четко определен юридический и экономический статус Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении, который наделен полномочиями по управлению и использованию углеводородных ресурсов. Как юридическое лицо, Агентство устанавливает единые правила освоения месторождений углеводородных ресурсов, правила и стандарты ведения нефтяных работ, проводит международные тендеры и переговоры с потенциальными партнерами, выдает лицензии и подписывает договоры, осуществляет контроль за деятельностью нефтяных компаний, охраной окружающей среды. Кроме того, оно может предъявлять иск или являться ответчиком по иску, приобретать имущество, иметь его в своей собственности или владеть и распоряжаться им, включая имущество, которое государство передает в его пользование или под его управление и т.д.

"Важное место в редакции нового Закона занимают вопросы, касающиеся трубопроводного транспорта. Определено, что магистральные газопроводы, являющиеся частью единой энергетической системы страны и напрямую связанные с ее безопасностью, являются исключительно собственностью Туркмении. Их строительство осуществляется только с разрешения и при участии государства", - отметил туркменский дипломат. По его словам, в новом Законе также урегулирован вопрос о праве собственности на имущество, приобретаемое в процессе ведения нефтяных работ, а также на получаемую информацию о недрах - геологическую, геофизическую, сведения о запасах углеводородных ресурсов. "К слову, в решении вопросов материально-технического обеспечения предпочтение должно отдаваться оборудованию, материалам, другой продукции, произведенной в Туркмении, в том случае, если они являются конкурентоспособными по своему качеству, ценам, рабочим параметрам и условиям поставки. При найме на работу персонала также преимущественным правом обладают граждане страны, трудовые отношения с ними, включая страхование и социальное обеспечение, регулируются национальным законодательством. Охрана окружающей среды, обеспечение безопасности и здоровья персонала нефтегазовых компаний и проживающего в районе ведения нефтяных работ населения является важнейшим аспектом нового Закона, в котором установлены более жесткие экологические требования, усилена ответственность за их нарушения", - заключил собеседник агентства.