На территории Вентспилсского свободного порта принято решение соорудить первый в Латвии специализированный терминал по перевалке растительных масел и мелассы - кормовой патоки. Строителем и оператором нового терминала будет недавно созданная компания Ventspils Vegoil Terminal. Председатель правления предприятия Владислав Шафранский сообщил центральной газете РЖД "Гудок", что будущий терминал предназначается для перегрузки и хранения наливных грузов широкой номенклатуры. Его проектная мощность - до 25 млн тонн продукции в год.

Проект предполагает постройку резервуарного парка общей ёмкостью 15 тыс. куб. м, железнодорожных путей, сливной эстакады для цистерн, а также системы трубопроводов для перегрузки танкеров грузоподъёмностью до 10 тыс. тонн. Компания планирует инвестировать в создание терминала около 10 млн евро и сдать его в эксплуатацию в середине 2010 года. Подготовить проектную документацию поручено компании Ventspils Tirdzniecibas Osta-G, которая уже имеет опыт строительства специализированных терминалов и промышленных объектов на территории морских ворот Вентспилса. Ventspils Vegoil Terminal - не первый "пищевой" проект в Вентспилсском порту. В октябре 2006 года компания Baltic Juice Terminal открыла построенный за $22 млн терминал по перевалке концентратов фруктовых соков. Планировалось, что в год он будет обслуживать по 100 - 120 тыс. тонн грузов. Однако фактически предприятие к работе по разным причинам так и не приступило, в декабре терминал запланировано продать на аукционе.

Впрочем, другое предприятие схожего профиля - латвийско-казахстанский терминал Ventspils Grain Terminal - работает и недавно перевалил миллионную тонну зерна. У его причала могут швартоваться сухогрузы грузоподъёмностью до 75 тыс. тонн, длиной до 245 м, шириной до 32 м и осадкой до 12,5 м.

Эксперты, к которым обратился "Гудок", сходятся во мнении, что заявленных инвестиций будет недостаточно для реализации проекта. "Вентспилсский порт ещё три года назад занимался перевалкой российских наливных нефтепродуктов, - пояснила "Гудку" директор по развитию информационно-аналитического агентства "Порт-ньюс" Надежда Малышева. - Сейчас эти мощности простаивают. Так что с наибольшей вероятностью можно сказать, что средства пойдут на переоборудование нефтеперевалочного комплекса". По предположению директора Северо-Западного аналитического центра транспортной логистики Михаила Пимоненко, инвестиции могут быть направлены на реализацию первого этапа строительства терминала. "Но в таком случае, - считает эксперт, - в современных условиях могут возникнуть определённые инвестиционные риски". "Теоретически, если посмотреть на карту и забыть о границах и политических проблемах с Прибалтикой, Вентспилсский порт это отличный выбор, - считает директор Северо-Западного аналитического центра транспортной логистики Михаил Пимоненко. - Я боюсь быть здесь оптимистом. Масло сейчас поставляется из России, Украины и Белоруссии, и я не уверен, насколько велики наши возможности обеспечить достаточный грузопоток и, следовательно, расчётную окупаемость терминала".