Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела аналитическую записку "Анализ и оценка реализации Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях" в части обеспечения социальных гарантий граждан, достигших пенсионного возраста. Как отмечалось на коллегии, численность пенсионеров, проживающих в субъектах Федерации, территория которых относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, с 2003 г. постоянно росла и по состоянию на 1 апреля 2008 г. превысила 2,85 млн. человек, что на 6,9 процента больше, чем в 2003 г. Доля пенсионеров-северян в общей численности пенсионеров в стране за рассматриваемый период увеличилась с 7 до 7,4 процента. Расходы бюджета ПФР на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты указанной категории пенсионеров также росли и в 2007 г. составили более 315 млрд. руб.

Экспертно-аналитическое мероприятие выявило, что за период 2003-2007 гг. сложился ряд негативных тенденций, характеризующих уровень пенсионного обеспечения пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Механизмы повышения пенсионного обеспечения, установленные федеральным законодательством, недостаточны и не обеспечивают необходимого уровня компенсации материальных рисков и затрат. В 2003-2007 гг. в большинстве субъектах Федерации, на территории которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, величина покупательской способности средней пенсии была неизменно ниже прожиточного минимума.

Анализ показал, что механизмы предоставления дополнительных гарантий и компенсаций указанным категориям граждан, характеризуются отсутствием адресности, носят архаичный характер и нуждаются в адаптации к рыночным условиям. В действующих нормативных правовых актах отсутствуют критерии, в соответствии с которыми та или иная территория может быть отнесена к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к ним, а также качественные критерии, определяющие, что призваны компенсировать предоставляемые северянам гарантии и компенсации и как должен определяться их объем.

Не в полной мере решена задача сохранения "северянам" большей части начисленной ранее пенсии при выезде с Севера, обозначенная в Послании Президента России Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. Так, получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению (за исключением лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу) по-прежнему теряют компенсации полностью.

Недостатки правового регулирования по вопросу реализации неработающими гражданами, получающими трудовую пенсию по старости и инвалидности, права на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года приводят к многочисленным отказам со стороны территориальных органов ПФР в выплате пенсионерам соответствующей компенсации, которые затем в большинстве случаев успешно обжалуются гражданами в судебных органах. В результате, помимо необходимости выплаты самой компенсации органы ПФР несут расходы по оплате судебных издержек, которые только в 2007 г. превысили сумму в 5 млн. руб.