Интервью с азербайджанским независимым экспертом, руководителем Департамента конфликтологии Института мира и демократии Арифом Юнусовым

ИА REGNUM: В связи с предстоящими президентскими выборами в Азербайджане можно услышать два мнения. Многие оппозиционеры считают выборы не демократичными и обосновывают свою точку зрения невыполнением Азербайджаном всех рекомендаций Венецианской комиссии, ужесточением свободы слова, собраний, преследованием журналистов, бойкотом выборов со стороны "радикальной оппозиции" и пр. Сторонники действующей власти готовятся увидеть самые справедливые выборы в Третьей Азербайджанской Республике и приводят свой набор аргументов. А как думаете вы?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вначале следует разобраться с терминологией. Выборы означают право человека избирать. Когда же такой возможности не существует, тогда это не выборы, а имитация, если не назначение. К тому же, выборы президента страны не ограничиваются конкретно одним днем и даже начинаются не с официального предвыборного старта (у нас вообще за смехотворно малый срок в 75 дней). Выборы - это процесс, который в демократических обществах начинается фактически уже за год до официального дня выборов. При этом оппозиции предоставляется широкая возможность для выступлений на ТВ и в СМИ. А при необходимости - на проведение всякого рода митингов и иных законных форм выражения своего мнения. Что в этом отношении мы наблюдаем в Азербайджане? В последний раз оппозиция имела возможность провести митинги или демонстрации в конце 2005 года. После этого в Азербайджане митинги разрешались провести лишь правительственным силам. А оппозиция была полностью лишена такой возможности. Причем вплоть до сегодня. Но на этом власти не остановились и заодно лишили оппозиционные партии офисов, выдавили на окраины города, развернули тотальную кампанию репрессий против их членов, особенно в провинциях, где представителей оппозиционных партий увольняли с работы и не давали возможности трудоустроиться даже в частных структурах. Это вызвало по сути массовую эмиграцию многих членов оппозиционных партии за пределы республики. Мы уже давно не видим и не слышим представителей оппозиционных партий на ТВ. Одновременно власти развернули тотальную кампанию репрессий против журналистов, которые, "случайно" оказались также представителями оппозиции. В такой ситуации вполне закономерным стало и решение оппозиционных партий о бойкоте нынешних выборов, которые, по сути не дают избирателям республики право выбора. Я бы не назвал этих представителей оппозиции "радикальными", они - настоящие оппозиционные силы общества. А распространенное в последние годы деление оппозиционеров на "радикальных" и "умеренных" носит откровенно искусственный характер и, прошу прощения, сильно напоминает фразу о "полубеременных женщинах". Так и оппозиция - она или является таковой или нет. А если властям кто-то не нравится, то это - проблема и вина самой власти, которая должна быть более терпимой и толерантной к своим оппонентам. Диалог ведут не с теми, кто лоялен власти и старается ей угодить, а с теми, кто критично настроен и критикует, причем жестко, власть. Главное - действует эта оппозиция в рамках закона или нет? В Азербайджане закон нарушает как раз власть, лишая оппозицию, а значит и общество права на реализацию своих конституционных прав на выражение своего отношения к политике властей по тем или иным вопросам. Поэтому, нынешние выборы по "демократичности" сильно напоминают советские, особенно перед распадом СССР.

ИА REGNUM: Есть мнение, что на выборах 15 октября главная борьба среди кандидатов от "умеренно оппозиционных" партий будет идти за второе место после действующего президента, которое может принести массу политических дивидендов. Насколько оно, по-вашему, оправдано?

С точки зрения общества, совершенно безразлично, кто и какое место займет и сколько ему напишут в ЦИК голосов. И уж тем более наивно полагать, что "набранные" голоса что-то дадут тем, кто решил сейчас принять участие в выборах. Эти люди не являются харизматическими лидерами, они просто играют роль. Полагать, что это принесет им какие-то дивиденды - верх наивности. Можно сколько угодно и себя и других пытаться ввести в заблуждение, но общество всегда нуждается в оппозиции. А таковыми население будет воспринимать только тех, кто ныне бойкотирует эти выборы. Остальных никто не воспринимает всерьез как оппозицию, тем более - общереспубликанского масштаба. Образно говоря, подобного рода оппозиционные тени исчезают уже на следующий день после выборов.

ИА REGNUM: Как вы считаете, воспользуются ли власти возможностью провести показательно образцовые выборы или отдельные фальсификаторы на местах, проявив излишнее усердие, смажут общий эффект?

Дело не в отдельных фальсификаторах. Наша власть по определению не в состоянии понять, что такое "демократические выборы" и нарушения будут совершаться на всех уровнях. Даже сейчас, создав себе такие льготные условия, на фоне отсутствия реальной оппозиции власти умудряется совершать массу нарушений закона. К примеру, Ильхам Алиев сейчас совершает многочисленные поездки по стране, которые транслируют и широко освещают все телеканалы республики. Хотелось бы у ЦИК спросить - в качестве кого он совершает эти поездки? Как действующий президент или кандидат в президенты? Или для него это одно и то же? Почему остальным кандидатам не дано такого права? Почему их выступления показывают очень редко, по одному Общественному каналу, причем не в прайм-тайм, а когда избиратель спешит на работу? А в самое удобное время совершенно случайно, конечно, причем все абсолютно каналы показывают именно Ильхама Алиева? Можно и дальше приводить список подобных нарушений закона, но, повторяю, не в них суть даже. Главное - избирателей республики лишили право выбора изначально. И сейчас идет просто имитация выборов.

ИА REGNUM: Уйдут ли после предстоящих выборов с политической арены лидеры "радикальной оппозиции", которые, начиная с 1993 года, сдали практически все позиции и практически остались не у дел?

Оппозиция уходит или приходит не по чьему-то желанию или велению. Она может быть востребована или нет. Безусловно, именно эта оппозиция на сегодня востребована у нас. Но она слаба - это факт, который на самом деле должен всех нас беспокоить. И в первую очередь власть, которая не понимает, что рубит сук, на котором она сидит. Азербайджан четко идет по пути Узбекистана, где раньше была такая же оппозиция. Там также власти сделали все, чтобы эта демократическая оппозиция была либо выдворена из страны, либо стала "конструктивной". Но в обществе всегда должна быть сила, которая выражает интересы населения, причем эта сила должна защищать общество от власти и ее политики. В развитых демократических обществах такую роль играет оппозиция, которая имеет большие возможности для выражения настроений и протестов общества относительно политики властей. Когда же общество лишают такой силы, тогда возникающий вакуум заполняет как раз радикально настроенные силы, часто действующие в подполье. В том же Узбекистане, когда власти фактически ликвидировали нормальные демократические силы, возникший вакуум заполнился радикальными религиозными силами. И теперь Узбекистан перманентно обречен на волнения и социальные взрывы. А из-за чего они будут происходить - это на самом деле детали. Вот и у нас также. Если кто и заменит нынешнюю оппозицию, то только радикальные исламисты. Собственно, этот процесс уже идет в Азербайджане, просто мы находимся на начальной стадии. Но готовиться к потрясениям на узбекский манер нам уже надо сейчас.

ИА REGNUM: Как скоро, по-вашему, в Азербайджане может появиться реальная оппозиция властям и устранить однобокое развитие общества?

Только тогда, когда у нас появится реально демократическая власть и будут созданы равные условия всем политическим силам. Какая власть - такая и оппозиция. По приказу или пожеланию такие вещи не происходят, никто не отменял и не в состоянии отменить законы развития человеческого общества.