"Фронт полевых работ на городище Казаклы-яткан (г.Беруни) в Республике Каракалпакстан, где ведутся раскопки расширяется. Появилась большая нужда в реставраторах, на которую откликнулась международная научная общественность. Институт реставрации Министерства культуры Российской Федерации командирует в Каракалпакстан Наталью Ковалеву и Галину Вересоцкую - реставраторов высшей категории. Первая из названных работала на раскопках Топрак-калы (находится на территории Республики Каракалпакстан). На раскопках будет работать также Валекса Терарон реставратор из государства Лихтенштейн. Ожидается приезд Жеральдин Храй из Парижа (Галерея Лувр)", - заявил журналистам заслуженный работник культуры Республики Каракалпакстан Владимир Бочин. По его словам, прямоугольное здание на городище Казаклы-яткан (г.Беруни) в Республике Каракалпакстан, где ведутся раскопки, задает загадки. Одна из них - что за здание? Храм это или дворец? Доводы есть в пользу и первого предположения и второго. Окончательный ответ дадут дальнейшие полевые исследования.

"Поэтому самое главное - это находки. От них ждут ответа ученые. После снятия лопатой поверхностного слоя земли (это называется зачисткой) работники выравнивают почву и ждут, когда обозначатся границы стен. Тогда, приступают к делу археологи и специалисты, которым поручена реставрация. Фрагменты живописи снимают со стен. Часть живописного слоя отвалилась. В таком случае кусочки алебастра со следами краски археологи поднимают с пола, кисточкой смахивают с них пыль и подклеивают один к другому с помощью полибутилметакрилата или паралоида. От специалиста требуется адское терпение, и большое воображение, ведь никакой информации древний художник о своей работе не оставил", - пояснил В.Бочин.

Он также отметил, что памятник датирован II-I веками до нашей эры. "Стало быть, исследуемой живописи - 2200 лет. Древнейшее изобразительное искусство Центральной Азии. Национальное достояние! Более 300 фрагментов живописи извлечено из развалин и доставлено в Институт истории, археологии и этнографии Каракалпакского отдела Академии наук Республики Узбекистан. 300 фрагментов - это капля в той работе, которая предстоит", - сказал он. По его словам, раскопки ведутся внутри храма, в коридорах. Храмовое здание окружено стенами. За первым ограждением следует второе. И есть еще третье. С наружной стороны стен тоже живопись. "Если мысленно распрямить эти степы и вытянуть в одну линию, станет ясно, какой гигантский труд выполнили художники - рисунки вытянулись бы на расстояние более одного километра!", - заметил он.

"Меня ввели в лабораторию реставрации института в Нукусе. Реставратор Вадим Ягодин показывает портрет мужчины. Четко видны нос, глаз, бровь, ухо и ярко красные губы. На груди спиралевидное украшение, которое историки именуют гривной. На голове корона, верх которой заканчивается изображением птицы красного цвета. Именно такая корона чеканилась при изображении шахов Хорезма. Привлекает женская голова с короной. Так считает реставратор Вадим Ягодин. Он занимался этим портретом несколько месяцев и видит в нем женские черты. Профессор В.Ягодин и археолог Ш.Амиров доказывают, что перед нами портрет одного из шахов Хорезма. Реставратор обращает внимание еще на один портрет мужчины: большой выразительный глаз, бровь и ухо с серьгой", - рассказывает Владимир Бочин.

По мнению директора Института истории, археологии и этнографии Вадима Ягодина, нынешние младшие научные сотрудники и аспиранты вырастут, станут докторами наук, профессорами, у них появятся ученики: младшие сотрудники и аспиранты, так и этому третьему поколению хватит работы на Казаклы-яткан.

Ранее ИА REGNUM сообщало, что каракалпакскими и австралийскими учеными открыты наиболее ранние, не имеющие аналогов образцы древнего изобразительного искусства, которые предположительно можно отнести к III-II векам до нашей эры. в настоящее время основные усилия международной каракалпакско-австралийской археологической экспедиции сосредоточены на исследовании храмового комплекса в Казаклы-яткане. Это окруженная мощными крепостными стенами часть древнего города, в центре которого находилось необычное сооружение. По предположению ученых, это мавзолей, где были погребены останки первых хорезмских царей. Другая часть занята обширной постройкой, где когда-то находились дворец и древний храм. Центральное сооружение храма окружено двойной стеной с коридором, стены которого на всем протяжении покрыты многоцветной настенной живописью. Ее обнаружили еще два года назад, но только недавно в состав экспедиции ввели специалистов-реставраторов, что позволило приступить к расчистке этих росписей. На вскрытом участке коридора были обнаружены росписи, располагающиеся в несколько ярусов. В нижнем ярусе изображены животные и всадники, а в верхнем ярусе - хорошо сохранившаяся галерея с изображением людей. На головных уборах многих из них запечатлены птицы и ящерицы. Эта символика свидетельствует о том, что в росписи представлены царственные или божественные персонажи. Несомненно, научное изучение этой настенной живописи раскроет многие ранее неизвестные страницы истории древнего населения Южного Приаралья. Широкомасштабные исследования в городище Казаклы-яткан, находящемся на территории Берунийского района, в течение 13 лет ведет международная каракалпакско-австралийская археологическая экспедиция. В нее входят ученые и специалисты Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана и Сиднейского университета. В активе экспедиции - исследование зороастрийского храма огня Ташкырман-тепе, фортификации Казаклы-яткана и древнего ташкырманского оазиса, где сохранились остатки ирригационных систем и многочисленные античные сельские поселения. Проведенные исследования позволили выдвинуть предположение о том, что городище Казаклы-яткан являлось столицей древнего Хорезма после выхода его из состава империи Ахеменидов в первой половине IV века до нашей эры.