В 2007 году количество выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в России снизилось на 1,7%. Вместе с тем только в первом полугодии 2008 года выявлено более 28 тыс. преступлений данного вида, что на 8,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Как 24 сентября сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Генпрокуратуры РФ, об этом шла речь на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации "О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 президентом Российской Федерации".

На совещании было отмечено, что за 2007 год выявлено на 5% больше фактов взяточничества, чем в 2006 г. Сохраняется данная тенденция и в текущем году. Участники совещания отметили, что, несмотря на принимаемые меры, коррупционные проявления все еще охватывают широкий спектр правоотношений, регулируемых законодательством о бюджете, налогах, государственной и муниципальной собственности, приватизации, землепользовании, кредитно-банковской деятельности, монополиях, лицензировании и др. На совещании отмечены факты малоэффективной борьбы с этим негативным явлением со стороны ряда министерств и ведомств, контролирующих органов и муниципальных образований.

Так, выявлены многочисленные случаи, когда государственные служащие незаконно участвуют в коммерческой деятельности, являются учредителями коммерческих организаций, владеют долями и пакетами акций, занимают оплачиваемые должности в хозяйствующих субъектах. Это влечет за собой конфликт личных интересов и интересов государственной службы, создает благоприятную почву для коррупционных проявлений.

В сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры в первом полугодии 2008 года выявлено около 118 тыс. нарушений законов, из них около 18 тыс. незаконных правовых актов.

По мнению участников совещания, рост статистических показателей, характеризующих борьбу с коррупцией, во многом обусловлен активизацией деятельности правоохранительных органов. В то же время выявление фактов коррупции затрудняется тем, что преступники в целях сокрытия противоправной деятельности используют разные схемы вымогательства, передачи и получения взяток. По-прежнему основную массу лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, составляют работники государственных структур невысокого ранга.

На совещании отмечено, что в связи с распространенностью в нормативных правовых актах положений, создающих возможности и условия для коррупционных проявлений, назрела настоятельная необходимость введения в действие процедуры проведения антикоррупционных экспертиз действующих нормативных правовых актов и их проектов. Также нуждается в усилении координирующая роль прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией.

С учетом изложенного, координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации приняло решение поручить Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службе осуществить ряд мероприятий, направленных на активизацию борьбы с коррупцией. В их числе разработка и реализация комплекса организационно-практических мероприятий, направленных на использование возможностей оперативных учетов всех правоохранительных органов при подготовке и проведении специальных проверок, а также другие оперативные мероприятия при приеме на работу и в иных предусмотренных законом случаях.

Участники совещания отметили необходимость обратить особое внимание на выявление фактов взяточничества и должностных злоупотреблений, в том числе при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов и финансирование государственного оборонного заказа, распределении квот на добычу природных ископаемых и в сфере ТЭК, выделении в аренду или собственность земельных участков и иных объектов недвижимости, а также лицензировании различных видов деятельности.

Кроме того, было принято решение обратиться в правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих законодательное регулирование противодействия коррупции, в том числе по вопросам осуществления экспертизы нормативно-правовых актов (проектов) на предмет наличия в них коррупционногенных факторов.