"Заявление Народного собрания Гагаузии стало ответом на официальную позицию Кишинева во время 5-дневной войны на Кавказе. Очевидно, что молдавская общественность, и в частности гагаузская ждали более решительных мер, более трезвой и адекватной оценки с осуждением грузинской стороны в качестве агрессора. Официальная позиция Кишинева ограничилась только формальным заявлением, в котором осуждалось насилие как таковое. На этом трактовка войны в Южной Осетии себя исчерпала", - заявил 22 сентября депутат Верховного совета Приднестровья, политолог Анатолий Дирун, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM признание парламентом Гагаузии независимости Южной Осетии и Абхазии.

"Принятое парламентом Гагаузии решение свидетельствует о кризисе в политической системе Молдавии. Поскольку один из субъектов Молдавии в лице Гагаузской автономии имеет свое собственное видение и свою собственную трактовку происходящих событий во внешнеполитическом курсе, что всегда является прерогативой центра, то можно сказать, что центр не аккумулирует всех интересов, и не выдает на гора те предложения, которые соответствовали бы интересам всего молдавского политического класса. Это также говорит о непростых взаимоотношениях между центром и периферией в лице официального Комрата и подтверждает разбалансированность системы государственного управления Молдавии в целом", - считает Анатолий Дирун.

Как сообщало ИА REGNUM, Народное собрание Гагаузии 19 сентября 2008 года признало независимость Абхазии и Южной Осетия и заявило о безоговорочной поддержке действий России в отношении этих республик. Председатель Народного собрания Гагаузской автономии Анна Харламенко вынесла на голосование текст обращения к президенту и парламенту Молдавии с призывом признать независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, в котором заявляется о признании независимости этих республик Народным собранием Гагаузии. Основанием для этого решения послужили двусторонние договоры, заключенные самоопределившейся Гагаузской Республикой с Абхазией и Южной Осетией в 1992-93 гг. Обращение было принято большинством в 18 из 34 депутатов. Депутаты от правящей в Молдавии Партии коммунистов бойкотировали заседание.