Дагестанское управление Россвязьохранкультуры проведет проверку материалов, опубликованных в малотиражной газете "Время действий", издающейся в городе Дербенте с 2006 года на предмет содержания в ее публикациях признаков экстремистских высказываний. Как сообщил 19 сентября корреспонденту ИА REGNUM главный редактор издания Магомед Ханмагомедов, накануне он предоставил в управление требуемые документы и номера статей, по которым будет проведена лингвистическая экспертиза. Анализ статей из газеты "Время действий" проводится по обращению в Управление Россвязьохранкультуры по Дагестану правоохранительных органов.

За последнее время это уже третья газета в республике, подвергшаяся проверке на содержание экстремистских высказываний и разжигание межнациональной розни. В конце мая текущего года на 1,5 года условно с испытательным сроком один год за ксенофобию был осужден бывший главный редактор общероссийской независимой газеты "Мнение народа" Набигула Джаватханов, нарушивший нарушил статью 4 федерального закона "О средствах массовой информации" и статью 13 федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", опубликовав в январе 2005 года статью жителя города Махачкалы Айдина Балабекова "Ответ сионистам". Согласно заключению социально-психологической экспертизы в тексте данной статьи содержались признаки экстремизма. Автор статьи Айдин Балабеков был признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, но в связи с истечением срока давности освобожден от уголовной ответственности.

31 июля текущего года уголовное дело по ч. 2 ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершённые с использованием средств массовой информации) и ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) УК РФ было возбуждено в отношении главного редактора дагестанского еженедельника "Черновик" Надиры Исаевой. Обвинение сформулировано на основании анализа публикации от 4 июля 2008 года статьи "Террористы номер один", направленной в начале июля прокуратурой Республики Дагестан в экспертно-криминалистический центр при ГУВД по Краснодарскому краю, специалисты которого пришли к выводу, что "опубликованные высказывания содержат признаки экстремизма". В УК РФ эти две серьезные статьи предполагают наказание от штрафа в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В августе были проведены обыски в редакции "Черновика" и в домах Надиры Исаевой, директора ООО "Свобода слова" (учредителя "Черновика") Хаджимурада Камалова и корреспондента газеты Артура Мамаева, проходящего как свидетель по уголовному делу. Следствие подозревает, что "Черновик" мог публиковать статьи по заказу лиц, находящихся в розыске за экстремизм.

По мнению сотрудников еженедельника, дело ведется к закрытию издания и условному сроку для редактора. Они считают, что причиной преследования газеты прокуратурой стало отличное от официального мнение журналистов на деятельность правоохранительных органов, критика методов проведения спецопераций в Дагестане, которые и стали инициаторами проверок в "Черновике". В прокуратуре же считают, что газета нарушила закон, напечатав цитаты из обращения одиозного боевика Раппани Халилова к мусульманам республики.

Лингвистическая экспертиза ожидает и материалы обозревателя "Времени действий" Руслана Гасанова "И мальчики кровавые в глазах" и "Убийцы в масках", опубликованных 24 июля 2008 года. В первой автор пишет об операции правоохранительных органов в центре Дербента в июле, когда "без суда, следствия, совокупности доказательств, тайным распоряжением неизвестного руководителя спецслужб, отдавшего команду провести КТО (контртеррористическую операцию - прим. ИА REGNUM) убили пять человек, граждан России и Дагестана...". Во второй предметов подозрений автора в экстремистских высказываниях стало рассуждение о поведении командируемых в Дагестан чиновников из Москвы, подрывающих доверие к русскому народу: "Именно эти лица русской национальности должны служить гарантами наших прав и свобод. Защищая наши права, они защищают свои права, следовательно, целостность России, для чего их и направили в дикие ущелья Кавказа. А что мы видим в действительности?.. Именно они руководят внесудебными расправами, похищают и убивают людей...".

По мнению главного редактора издания, статья никоим образом не содержит высказываний, направленных на оскорбление национального достоинства русского народа и разжигание межнациональной розни. "Суть этой статьи в том, что не надо присылать сюда чиновников, которые, получив взятки и богатые подношения, уезжают, набив чемоданы и закрывая глаза на нарушения законов, у нас и своих воров хватает", - поясняет Магомед Ханмагомедов.

Главного редактора на беседу приглашал и в Дербентский ГОВД, где присутствовал и замминистра внутренних дел по Республике Дагестан Магомед Газимагомедов. На обвинения в героизации ваххабитов и необъективном освещении деятельности милиции, Ханмагомедов, по его словам, пытался доказать, что "свобода, законность и демократия - это не пустой звук, что в стране существуют презумпция невиновности, и мораторий на смертную казнь - "никто не имеет права лишать человека жизни, тем более без суда и следствия". На что, по cdbltntkmcnde Ханмагомедова, получил ответ: "Какое гражданское общество в Дагестане?!", " Может, закрыть тебя в камере, тогда поумнеешь?".

"Наша газета никогда не была ни экстремистской, ни ваххабитской, - заявляет Ханмагомедов. - Но к нам за помощью идут люди, столкнувшиеся с несправедливостью. Среди них есть и родные тех, кто был задержан или убит как экстремист, хотя таковым не являлся. Основной темой газеты всегда была борьба с коррупцией, в частности, критика местной прокуратура за отсутствие действий в этом направлении"

Интересно, что выступавший первоначально спонсором и соучредителем этого издания, выходившего малым тиражом немногим более 200 экземпляров, директор Дербентского завода игристых вин Магомед Садулаев с некоторых пор отказался от ее финансирования. Как предполагает Магомед Ханмагомедов, бывшему спонсору не понравилась критика в адрес прокурора республики Игоря Ткачева, с которым тот хорошо знаком. В конце июля коллективу газеты перестали платить зарплату, у редакции отобрали всю оргтехнику. 24-полоска из-за финансовых трудностей сейчас выходит только на четырех полосах и печатается в Махачкале, потому что дербентская типография отказывается печатать ее.

Ханмагомедов сейчас даже не делает предположений, чем может обернуться экспертиза Россвязьохранкультуры, но понимает, что ничем хорошим это не закончится. Сравнивая ситуацию с той, что сложилась вокруг газеты "Черновик", он говорит: "Мы - небольшая провинциальная газета, за которой не стоят влиятельные учредители и друзья, наша опора - читатели - рядовые граждане, которые сами искали в нас защиту. И, конечно, при желании, раздавить нас - ничего не стоит. Но я продолжаю утверждать, что гражданин, его интересы должны быть основной ценностью государства. Иначе мы никогда не построим гражданского общества".