Известный юрист, член Совета Федерации, заместитель председатель комитета СФ по правовым вопросам Алексей Клишин выступил с инициативой применить к лидерам Грузии полную систему мер международного правового преследования, не ограничиваясь её отдельными направлениями. В полученном ИА REGNUM заявлении сенатора отмечено, что существует законная возможность привлечения виновных в смерти российских миротворцев и российских граждан в Южной Осетии к уголовной ответственности в соответствии с внутренним законодательством Российской Федерации, а также объявления их в международный розыск.

А.Клишин отметил: "В соответствии с Уголовным кодексом РФ Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил по факту убийства граждан России в Южной Осетии уголовное дело по статье 357 УК РФ "геноцид". Ранее было возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства российских военнослужаших, а также уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ "убийство двух или более лиц общеопасным способом". Уголовное законодательство РФ позволяет следственным органам РФ возбудить уголовные дела в отношении грузинских официальных лиц, несмотря на то, что преступления в отношении российских граждан были совершены не на территории РФ. Согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по Уголовному Кодексу РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ".

А.Клишин особо обратил внимание на то, что "в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, если подозреваемый, обвиняемый, скрылся от предварительного следствия или место нахождения его неизвестно, то он объявляется в розыск. Органами дознания розыск может проводиться на местном (региональном) и федеральном уровнях. Федеральный розыск, как правило, объявляется по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в тех случаях, когда в течение 2 месяцев местный розыск не дал результатов. Кроме того, лицо может быть объявлено в межгосударственный розыск на территории стран - членов СНГ и в международный розыск. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в отношении подозреваемого, обвиняемого, объявленного в розыск, может быть вынесена мера пресечения (например, заключение под стражу). Согласно ч.5 ст. 247 УПК РФ, в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного > государства по данному уголовному делу. Согласно ст. 460 УПК РФ, Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ.

Международные договоры, на основании которых Российская Федерация может потребовать выдачи находящихся на территории иностранных государств официальных лиц Грузии, в отношении которых ведется следствие, судебное разбирательство или вынесен приговор:

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (принята государствами-участниками СНГ 22 января в г. Минск, участниками являются все страны СНГ, в том числе и Россия, и до сих пор Грузия), согласно которой государства-участники Конвенции обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение;

Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 года), согласно которой практически все европейские страны, включая Россию и Грузию, обязались выдавать друг другу всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте;

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств.

Как правило, в международных договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Таким образом, любое лицо, совершившее преступление, направленное против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации согласно нормам Уголовного кодекса РФ, может быть привлечено к уголовной ответственности на территории РФ, и Россия имеет право добиваться его выдачи с использованием существующих международных соглашений.

Вынесенные судами Российской Федерации судебные решения, являются обязательными к выполнению на российской территории, а кроме того, на основе межгосударственных и международных соглашений, соответствующие правоохранительные органы государств-партнеров по указанным соглашениям обязаны будут предпринять все необходимые меры к задержанию ответственных в совершенных военных преступлениях и их экстрадиции для исполнения наказания в соответствии с решением суда.

Кроме того, действует аналогичная российской судебно-правовая система Южной Осетии, ныне признанной в соответствии с Указом Президента России суверенным государством. Поэтому пострадавшие из-за действий грузинских военных также могут обращаться с подобными заявлениями в соответствующие судебные органы Республики Южная Осетия. В соответствии со ст. 18 Конституции Республики Южная Осетия на территории государства признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РЮО. На основании Конституции Республики Южная Осетия в Республике Южная Осетия имеется своя, независимая структура правоохранительных органов РЮО, которая, в случаях обнаружения пробела регулирования определенных обстоятельств, руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе и Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Российской Федерации. Согласно письму министра юстиции РЮО, в республике сформирована полная система правоохранительных и судебных органов. Таким образом, внутренняя организация органов Республики Южная Осетия способно самостоятельно обеспечить полноценное разбирательство обстоятельств нарушения уголовного законодательства на своей территории. Согласно ч.1 ст.152 УПК РФ, который действует и на территории Республики Южная Осетия: предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Также, согласно ч.1 ст.32 УПК РФ, уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Таким образом, уголовные дела, согласно уголовно-процессуальным нормам, действующим на территории республики, подлежат возбуждению и расследованию правоохранительными органами республики Южная Осетия, а затем судебному разбирательству в судах РЮО.