Российский газ можно экспортировать не только в страны Северо-Восточной Азии, но и на юг Азии, считают ученые Института систем энергетики им. Мелентьева. К примеру, в качестве потребителей нашего топлива можно рассмотреть Индию и Пакистан. Аспекты исследований ученых ИСЭМ по проблемам экспорта нефти и газа из России будут обсуждаться 8-11 сентября на международной конференции "Энергетическая кооперация в Азии: прогнозы и реальность". Конференция состоится в рамках V Байкальского экономического форума, сообщили 8 августа ИА REGNUM в пресс-центре БЭФ.

С докладом на эту тему выступят ведущие научные сотрудники института, кандидаты технических наук Наталья Пяткова и Михаил Чельцов.

Как рассказывает Наталья Пяткова, основными потребителями импортируемого топливного сырья в АТР являются Китай, Южная Корея и Япония. При этом определяющая роль в увеличении спроса на энергоресурсы принадлежит Китаю. Его доля в общем потреблении энергоресурсов этих стран может возрасти почти до 80%. К 2030 году Китай будет потреблять природного газа в два раза больше Японии, и в четыре - Южной Кореи. С 2010 до 2030 г. импорт газа Китаем может увеличиться в десять раз (80-100 млрд кубометров), а импорт нефти - в три раза (590-740 млн тонн). Для сравнения: поставки газа в Южную Корею возрастут лишь в два раза (50-60 млрд кубометров), нефти - в полтора раза (145-160 млн тонн). В Японии вообще потребление углеводородов планируется сдерживать на уровне сегодняшнего, поэтому и экспорт в эту страну расти не будет. К 2030 году показатели экспорта по газу могут составить 125-135 млрд кубометров, по нефти - 240-270 млн тонн.

Основные поставщики углеводородов в Китай - страны Африки и Среднего Востока. Это Австралия, Индонезия, Кувейт, ОАЭ, Алжир Нигерия. Однако Наталья Пяткова отмечает, что Китай стремится расширить структуру поставщиков. "В последние годы КНР начала ориентироваться на своих ближайших соседей, которые также обладают большими запасами энергетических ресурсов - Казахстан, Туркмения и Россию", - рассказывает Наталья Пяткова. Переговоры с тремя этими странами о возможном расширении сотрудничества Китай ведет на протяжении уже многих лет. Однако пока видимого предпочтения крупнейший потребитель топлива не отдает ни одной из них. Такая политика Китая, по мнению Натальи Пятковой, облегчает ему ведение переговоров сразу с тремя конкурентами за рынок сбыта. Таким образом, КНР куда проще не упустить свою выгоду и выбрать в итоге наиболее оптимальный для себя вариант сотрудничества.

По словам Михаила Чельцова, сейчас в Китае для приема сжиженного природного газа обсуждается возможность строительства газопроводов "Казахстан - Китай", "Туркмения - Китай", "Западная Сибирь - Китай" ("Алтай"), "Восточная Сибирь - Китай". Газопроводы из Казахстана и Туркмении уже строятся. Относительно же строительства двух трубопроводов из России конкретной договоренности не существует. Именно поэтому у ученых ИСЭМ реализация российско-китайских проектов пока вызывает сомнения. "Таким образом, Казахстан и Туркмения опережают Россию. Собственный газ они будут поставлять в Китай уже в 2009 году", - говорит Михаил Чельцов.

Кроме того, сейчас Китай начал строительство первых терминалов по приему сжиженного природного газа. Один действующий терминал у них уже имеется. В 2009 году появится второй, а затем третий. К 2015 году планируется увеличить количество терминалов до восьми. Предполагаемая мощность их может составить 26,5 тонны сжиженного природного газа в год. "Если учитывать общую мощность этих терминалов, плюс мощности вводимых в эксплуатацию газопроводов из Казахстана и Туркмении, они могут в перспективе ближайших десяти лет практически полностью покрыть потребности Китая в импортном газе", - полагает ученый.

Именно поэтому ученые ИСЭМ считают, что России не следует замыкаться на экспорте газа только в Китай и другие страны Северо-Восточной Азии. "У нас есть возможность создать крупный центр по добыче газа на месторождениях Астраханского карбонатного массива. Может, подумать о том, чтобы его сделать основной сырьевой базой для развития экспорта в Пакистан и Индию. Но поскольку в поставках, заинтересованы уже и центрально-азиатские страны - Казахстан и Туркмения, то для решения вопроса стоит привлечь внимание Шанхайской организации сотрудничества", - говорит Михаил Чельцов.