Заявления сопредседателя Минской группы ОБСЕ по карабахскому конфликту Мэтью Брайзы о пути решения карабахского конфликта совпадают с поэтапным планом, совершенно неприемлемым для Армении. Об этом ИА REGNUM заявила армянский политолог Шушан Хатламаджян. Она подчеркнула, что предложения Брайзы совпадают также с ультимативными требованиями Азербайджана и Турции.

"Армянская дипломатия должна предпринять кое-какие шаги в ответ на это. Если с нами говорят на языке предусловий, то и нам надо говорить так же. Чисто психологически ситуация такая, что нам выдвигают требования, ничего не гарантируя взамен. А наши заявления о единственно возможном мирном решении конфликта являются просто фразой-пустышкой", - подчеркнула она. "Мы должны требовать гарантированного обсуждения статуса. Мы недостаточно четко даем понять мировому сообществу, что эти территории - пояс безопасности НКР. Конечно, есть это понимание у многих экспертов, но это мало, и при необходимости это надо повторять много раз", - сказала она.

Хатламаджян отметила, что никаких гарантий о безопасности Карабаха и Армении в случае размещения миротворческих войск в поясе безопасности НКР никто дать не сможет. "После Сребреницы о каких-то международных гарантиях говорить смешно, и в случае чего извинения НАТО или кого-либо еще нам будут, мягко говоря, неинтересны", - отметила она. Хатламаджян заявила, что скорого решения конфликта ожидать не стоит. "Уже лет 15 мы не видим, чтобы кто-то говорил, чтобы из Северного Кипра вывели войска и выполнили многочисленные резолюции ООН. Решение тех или иных конфликтов связано с тем, что в данный момент выгодно той или иной сверхдержаве, а другой логики нет - ни исторической, ни международно-правовой", - отметила эксперт. "Неизвестно как и когда решатся грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, так как дать независимость этим регионам означает усилить позиции России, чего никто делать не собирается. Думаю, в отношении Нагорного Карабаха существует такое же мнение", - отметила она.

По словам Хатламаджян, предыдущий сопредседатель от США в Минской группе был не более объективным, чем Брайза, просто у Брайзы в последнее время усилился проазербайджанский крен. "Я думаю, что тактика США - держать в напряжении обе стороны конфликта", - заметила эксперт. Комментируя перевод так называемой азербайджанской администрации районов Нагорнго Карабаха в приграничную с НКР территорию, Хатламаджян подчеркнула, что это является просто шагом, нацеленным на решение внутренних пропагандистских целей, так как в Азербайджане скоро президентские выборы, и надо продемонстрировать, что конфликт решается в пользу Азербайджана.

Нагорно-Карабахский конфликт начался в 1991г., когда в ответ на требование населения НК на самоопределение, азербайджанские власти под видом осуществления паспортного режима попытались решить вопрос путем осуществления этнических чисток посредством советских сил безопасности (спецподразделения КГБ) и инициировали широкомасштабные военные действия, которые привели к многотысячным жертвам и значительным материальному ущербу. В 1994г. было установлено перемирие. На данном этапе переговоры по урегулированию конфликта продолжаются при посредничестве Сопредседателей Минской Группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) на основе представленных ими в ноябре 2007 г. мадридских предложений. В результате войны Азербайджан потерял контроль над Карабахом и прилегающими к нему семью районами, называемыми "зоной безопасности". Под контролем Азербайджана находится 750 кв. км. территории НКР - Шаумянский (630 кв.км.) и небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов, а также часть территории Республики Армения - Арцвашенский анклав.