Экс-президент Армении, один из лидеров оппозиции Левон Тер-Петросян, выступая 1 августа на митинге перед зданием Института древних рукописей "Матенадаран" в Ереване, потребовал отставки президента Сержа Саргсяна. Как передает корреспондент ИА REGNUM, Тер-Петросян поделился с собравшимися своим видением итогов 100 дня правления нового презденета Армении.

В частности, он отметил, что, начиная с 1999 года, после убийства 27 октября в зале парламента спикера Карена Демирчяна и премьер-министра Вазгена Саркисяна, "законодательный орган Армении оказался всецело под контролем исполнительной власти и придатком президента". По его словам, "парламент удовлетворяет все законодательные прихоти режима, и за все это время не отверг ни одного предложения правительства, ни одного вето президента, не состоялось ни одного обсуждения деятельности исполнительной власти, не было услышано ни одной критики в ее адрес". Левон Тер-Петросян заметил, что большая часть депутатов, нарушая законы страны, занимается предпринимательской деятельностью, чем связывает себя с исполнительной властью.

По мнению оппозиционера, парламент стал еще хуже после событий 1 марта, о чем свидетельствуют принятые им "антидемократические законы", из которых, в частности, Тер-Петросян выделил изменения, внесенные в законе "О массовых мероприятиях, митингах и шествиях", который после давления ПАСЕ подвергся лишь "косметическим изменениям", а также "принятое в нарушение регламента решение о вводе в Ереване чрезвычайного положения". Экс-президент назвал также "издевательством" принятие закона о сокращении льгот, предоставляемых экс-президентам, который, по его словам, направлен в первую очередь против его личности, "против Левона Тер-Петросяна", по которому "его могут даже убить, или линчевать". "Если в Армении продолжит действовать этот парламент, то это станет самой позорной страницей в истории парламентаризма", - считает он.

Говоря о действующем правительстве, Левон Тер-Петросян отметил, что оно мало чем отличается от правительств экс-президента Роберта Кочаряна, тем более, что сформировано по тем же принципам - ради политических целей. По его словам, правящая Республиканская партия Армении выступила с инициативой создания "коалиции согласия" для того, чтобы "завуалировать преступления 1 марта". Левон Тер-Петросян счел также "закулисной сделкой" назначение действующего премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна. Он заметил, что из всех пороков правительства самым значимым является то, что до минимума была уменьшена роль его главы, так как Тигран Саркисян не является партийным, и не в силе принимать решения. "Единственное, что он смог сделать - это назначить министра финансов", - заметил экс-президент. "Даже имея самые честные намерения, Тигран Саркисян не сможет изменить ситуацию, осуществить какие-либо преобразования, результативно вести борьбу с коррупцией, пока не будет выявлено какого-либо крупного злоупотребления должностными функциями, пока какой-нибудь чиновник не предстанет перед судом, пока какой-нибудь привилегированный предприниматель не будут выведен в налоговое поле и не будут изгнаны из власти все криминальные элементы", - подчеркнул он, обвинив также правительство в сокрытии истинных виновников событий 1-2 марта.

Тер-Петросян отметил, что действующему премьер-министру будет сложно работать в правительстве, пока там находится "комиссар Роберта Кочаряна - замглавы правительства Армен Геворкян". Он также отметил, что за время президентства Саргсяна "ухудшилась ситуация в судебной системе Армении". "Суды, которые и раньше не выделялись честностью, сегодня превратились в слепой инструмент для исполнения пожеланий власти", - сказал он. "Я не ссылаюсь на решение Конституционного суда относительно результатов выборов: чисто по-человечески я могу понять его - он принял решение под дулом автоматов, в условиях чрезвычайного положения. Однако меня озаботило то, что Суд не принял к рассмотрению мои две жалобы", - отметил Тер-Петросян. Подводя собственный итог 100 дням правления Сержа Саргсяна, Тер-Петросян заявил, что "государственная машина направлена на укрепление власти, а экономические, социальные и экологические проблемы только усугубляются". "Единственное, что Сержу Саргсяну удалось хорошо - это ограничить демократические свободы, из-за чего противостояние народа и власти доведено до предела. Не зря на своей последней пресс-конференции он отметил, что есть нужда в диалоге между властью и обществом, а не между властью и руководством оппозиции", - отметил он, заявив при этом, что "Саргсян под диалогом с народом понимает разговор с позиции сильного".

Тер-Петросян заявил, что учитывая все вышесказанное, он требует отставки Сержа Саргсяна. "Мое требование подкрепляется также конкретными обвинениями - в фальсификации результатов выборов, соучастии в преступлении 1 марта, препятствии разоблачению причин этих событий и полной криминализации власти", - заявил он. При этом во время подписания декларации о создании так называемого "Общенационального конгресса", куда вошли ряд внепарламентских оппозиционных сил, Тер-Петросян несколько смягчил свою позицию, заявив, что готов на диалог с властью после того, как будут освобождены все заключенные по итогам беспорядков 1-2 марта. При этом он подчеркнул, что не принципиально в каком формате будет проходить диалог - "за закрытыми дверями или он будет открытым для общества". Наиболее удобным местом для диалога с властью Тер-Петросян считает митинговую площадку.

Отметим, что следующий митинг оппозиции состоится 5 сентября - в день доклада комиссара ПАСЕ по правам человека Томаса Хаммарберга по ситуации в Армении. До этого дня решено не прекращать массовые и локальные акции протеста, в том числе сидячую забастовку на Северном проспекте.