Предложенный на минувшей неделе Германией трехэтапный план урегулирования грузино-абхазского конфликта, озвученный в ходе визитов вице-канцлера ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера в Тбилиси и в Москву, Россия оценила положительно и назвала его "концептуально верным". При этом Москва заявила, что без вывода грузинских войск из Кодорского ущелья переговоры о мирном урегулировании начаться не могут. План Штайнмайера и реакцию России на план корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал 22 июля заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов.

- Любой мирный план имеет какое-то рациональное зерно. Безусловно, в плане Штайнмайера какое-то рациональное зерно есть, даже два. Первое - это неприменение силы. Отказ от неприменения силы не стал устойчивым трендом. Если в парламенте Грузии обсуждают вопрос об увеличении вооруженных сил с 32 до 37 тыс., говорить о том, что вопрос о неприменении силы стал актуальным, не представляется возможным.

Второй вопрос - отложенный статус. Мы часто критикуем косовский прецедент, но не говорим чем, же он собственно плох. На мой взгляд, тем, что статус был положен в основу. Не улучшение двусторонних отношений, не какая-то либерализация межобщинных вопросов, а статус: какой флаг повесить - скажи сию секунду. То, что этот вопрос в плане Штайнмайера отложен на потом - это позитивный момент. Нужна передышка, людям нужно научиться не видеть друг в друге врага. На это обычно требуется много времени.

Что есть в плане Штайнмайера утопического. Первое: то, что мирный план должен быть реализован в сжатые сроки, в частности, для первого этапа там предлагается год. Смешно говорить - 15 лет они враждовали и вдруг за год там что-то серьезное произойдет. Второй миф - миф опасный: то, что возвращение грузинских беженцев будет способствовать мирному разрешению. Я признаю тот факт, что в 1993 году имела место этническая чистка с абхазской стороны по отношению грузин. Это страшная гуманитарная проблема, но это только одна часть проблемы. А вторая часть проблемы - то, что многие, не один грузин, а сотни грузин, проживавших в Абхазии, принимали участие в боевых действиях против абхазов. Таким образом, расписывать этническую чистку 1993 года только как злодеяние абхазов нельзя. Следовательно, возвращение грузинских беженцев может привести к банальному сведению счетов и переделу собственности.

И план Штайнмайера вовсе не говорит о миротворцах. Пока мер доверия нет, кто будет дерущихся за чубы растаскивать? Предположим, эти беженцы вернулись, а кто их контролировать будет? В этом план Штайнмайера имеет серьезные прорехи. Есть такая попытка, что роль России должна быть меньше чем у других сторон. Россия - кавказская страна. В России территория Северного Кавказа больше, чем все три закавказских государства и степень участия России и других стран в конфликтах будет разной.

Реакция России была вполне здравой, хотя некоторые предложения не учитывают внутриполитической динамики Грузии. Дмитрий Медведев заявил, что надо вывести войска из Кодорского ущелья. Политически это вряд ли возможно. Если президент Грузии, который предпринял такой шаг, выведет войска, это было бы то же самое, если бы мы вывели миротворческие войска из Южной Осетии и Абхазии. Нужно обсуждать планы более прагматические, которые пахнут реальной политикой. Лучше реальная политика, чем нереальная. На мой взгляд, единственно приемлемый вариант - раздел Абхазии. Это установление грузинского контроля над Кодори и Гальским районом, а остальная часть Абхазии должна быть признана независимой, в том числе Грузией.

ИА REGNUM: Но Абхазия до сих пор с этим не соглашалась...

Естественно, не соглашалась. Потому что никто вопроса о независимости им не задавал. План "Коммерсанта" - профанация идеи раздела: вы, русские, уйдите за Кодори, но Абхазия будет как бы в составе Грузии. Конечно, в Сухуми это никто обсуждать не будет. А вы покажите абхазам флажок на лужайке перед зданием ООН и тогда, проверьте, будут они согласны на план раздела или нет. Если Грузия признает их в этом виде - не просто ООН, а Грузия и все остальные члены мирового сообщества, тогда это уже интересно, уже торговаться можно.

ИА REGNUM: А какое вы решение видите в отношении Южной Осетии?

Оно сложнее. Абхазия может рассматриваться, даже усеченная, в качестве независимого государства. Ну, маленькая, ну и что? Люксембург - большое государство? Южную Осетию я с трудом представляю в качестве отдельного государства. Здесь вопрос сложнее из-за географической, геополитической конфигурации. Там главный вопрос - вопрос безопасности, просто физической безопасности, вопрос статуса - 25-го уровня вопрос. Там люди гибнут. Четыре года конфликт уже разморожен. Да, там есть миротворцы, но они же не могут начать военные действия. Кстати, это подрывает тезис о том, что мы - сторона конфликта, да были бы мы стороной - мы дали бы соответствующий ответ грузинской стороне, но не делаем же этого. Как раз это говорит о том, что миротворцы в непонятных обстоятельствах, потому что правого формата старого уже нет - он разрушен, а нового еще нет. Миротворцы пытаются какую-то роль играть, военные становятся политиками, хотя не их это задача. Самый главный вопрос - остановка гуманитарной катастрофы.

ИА REGNUM: Почему из стран Евросоюза именно Германия предложила план урегулирования конфликта в Абхазии?

Германия - один из крупных спонсоров Евросоюза и главных игроков в самом Евросоюзе. Германия самое мощное в экономическом и в политическом плане образование в Европе. ЕС считает уже черноморский регион внутренним европейским регионом или протоевропейским, поэтому и есть эта активность. У немцев также есть определенные традиции, вспомним план Бодена. Боден был представителем ООН в Абхазии и Грузии, но Боден то немецкий дипломат - опытный немецкий дипломат. Он тогда предлагал этот план, то есть немцы не дебютируют в этом качестве. А потом, у немцев есть школа. Когда эстонцы и литовцы говорят что-то, то все это смахивает на агитацию и пропаганду. У немцев есть академическая школа, которая изучала Центральную Азию и Кавказ, там есть кавказоведы, которых не найдешь в других странах, особенно странах, представляющих новую Европу.