Сергей Маркедонов: Покажите абхазам флажок на лужайке перед ООН и проверьте, согласны они на план раздела или нет
Абхазия, 22 июля, 2008, 13:49 — ИА Регнум. Предложенный на минувшей неделе Германией трехэтапный план урегулирования грузино-абхазского конфликта, озвученный в ходе визитов вице-канцлера ФРГ
- Любой мирный план имеет какое-то рациональное зерно. Безусловно, в плане Штайнмайера какое-то рациональное зерно есть, даже два. Первое - это неприменение силы. Отказ от неприменения силы не стал устойчивым трендом. Если в парламенте Грузии обсуждают вопрос об увеличении вооруженных сил с 32 до 37 тыс., говорить о том, что вопрос о неприменении силы стал актуальным, не представляется возможным.
Второй вопрос - отложенный статус. Мы часто критикуем косовский прецедент, но не говорим чем, же он собственно плох. На мой взгляд, тем, что статус был положен в основу. Не улучшение двусторонних отношений, не какая-то либерализация межобщинных вопросов, а статус: какой флаг повесить - скажи сию секунду. То, что этот вопрос в плане Штайнмайера отложен на потом - это позитивный момент. Нужна передышка, людям нужно научиться не видеть друг в друге врага. На это обычно требуется много времени.
Что есть в плане Штайнмайера утопического. Первое: то, что мирный план должен быть реализован в сжатые сроки, в частности, для первого этапа там предлагается год. Смешно говорить - 15 лет они враждовали и вдруг за год там что-то серьезное произойдет. Второй миф - миф опасный: то, что возвращение грузинских беженцев будет способствовать мирному разрешению. Я признаю тот факт, что в 1993 году имела место этническая чистка с абхазской стороны по отношению грузин. Это страшная гуманитарная проблема, но это только одна часть проблемы. А вторая часть проблемы - то, что многие, не один грузин, а сотни грузин, проживавших в Абхазии, принимали участие в боевых действиях против абхазов. Таким образом, расписывать этническую чистку 1993 года только как злодеяние абхазов нельзя. Следовательно, возвращение грузинских беженцев может привести к банальному сведению счетов и переделу собственности.
И план Штайнмайера вовсе не говорит о миротворцах. Пока мер доверия нет, кто будет дерущихся за чубы растаскивать? Предположим, эти беженцы вернулись, а кто их контролировать будет? В этом план Штайнмайера имеет серьезные прорехи. Есть такая попытка, что роль России должна быть меньше чем у других сторон. Россия - кавказская страна. В России территория Северного Кавказа больше, чем все три закавказских государства и степень участия России и других стран в конфликтах будет разной.
Реакция России была вполне здравой, хотя некоторые предложения не учитывают внутриполитической динамики Грузии.
ИА REGNUM: Но Абхазия до сих пор с этим не соглашалась...
Естественно, не соглашалась. Потому что никто вопроса о независимости им не задавал. План "Коммерсанта" - профанация идеи раздела: вы, русские, уйдите за Кодори, но Абхазия будет как бы в составе Грузии. Конечно, в Сухуми это никто обсуждать не будет. А вы покажите абхазам флажок на лужайке перед зданием
ИА REGNUM: А какое вы решение видите в отношении Южной Осетии?
Оно сложнее. Абхазия может рассматриваться, даже усеченная, в качестве независимого государства. Ну, маленькая, ну и что? Люксембург - большое государство? Южную Осетию я с трудом представляю в качестве отдельного государства. Здесь вопрос сложнее из-за географической, геополитической конфигурации. Там главный вопрос - вопрос безопасности, просто физической безопасности, вопрос статуса - 25-го уровня вопрос. Там люди гибнут. Четыре года конфликт уже разморожен. Да, там есть миротворцы, но они же не могут начать военные действия. Кстати, это подрывает тезис о том, что мы - сторона конфликта, да были бы мы стороной - мы дали бы соответствующий ответ грузинской стороне, но не делаем же этого. Как раз это говорит о том, что миротворцы в непонятных обстоятельствах, потому что правого формата старого уже нет - он разрушен, а нового еще нет. Миротворцы пытаются какую-то роль играть, военные становятся политиками, хотя не их это задача. Самый главный вопрос - остановка гуманитарной катастрофы.
ИА REGNUM: Почему из стран
Германия - один из крупных спонсоров Евросоюза и главных игроков в самом Евросоюзе. Германия самое мощное в экономическом и в политическом плане образование в Европе. ЕС считает уже черноморский регион внутренним европейским регионом или протоевропейским, поэтому и есть эта активность. У немцев также есть определенные традиции, вспомним план