Счетная палата РФ через министерство транспорта и Минрегионразвития ходатайствует о пересмотре Государственной думой РФ объемов финансирования волгоградского метротрама. С такой инициативой в палату вышла мэрия Волгограда, которая предложила скорректировать строительство подземки с учетом новых плановых сумм, пишет газета "КоммерсантЪ - Волгоград" 17 июля.

В муниципалитете настаивают, что для завершения строительства из федерального бюджета необходимо направить 300 млн рублей на 2009 год и 250 млн рублей на 2010 год. Накануне Счетная палата уже направила премьер-министру РФ Владимиру Путину ходатайство с предложением увеличить ассигнования проекта, сейчас готовится схожее обращение в Госдуму, которая должна окончательно утвердить объем финансирования.

По информации издания, лоббированием интересов волгоградского метротрама в правительстве занимается аудитор Счетной палаты РФ, в прошлом депутат Волгоградской областной думы и представитель в Совете Федерации РФ от Волгоградской области Сергей Агапцов. Именно по его инициативе осенью прошлого года в Волгограде прошло первое межокружное совещание руководителей муниципальных контрольно-счетных органов Приволжского и Южного федеральных округов. Тогда делегация Счетной палаты РФ посетила волгоградскую подземку, а заместитель председателя Счетной палаты РФ Александр Семиколенный лично пообещал содействие в выделении средств из федерального бюджета на завершение этого строительства.

Как сообщили газете в администрации Волгограда, для завершения строительных работ на четырехкилометровом отрезке линии "Площадь Чекистов - Ельшанка" с тремя подземными станциями требуется около 1,2 миллиарда рублей.

"Финансирование строительства второй линии скоростного трамвая осуществляется из трех источников - федерального, регионального и городского бюджетов. При этом из федерального центра плановые суммы измеряются десятками миллионов рублей, мэрия же выступает за увеличение финансирования до сотен миллионов, - отметили в администрации Волгограда. - При сохранении нынешних объемов финансирования завершение работ растянется на неопределенное время. Если же федеральные ассигнования будут увеличены, то вторая очередь волгоградской подземки будет сдана в эксплуатацию уже в 2010 году". Ответ из Москвы власти Волгограда ожидают получить осенью.

Источник издания, знакомый с механизмом лоббирования интересов регионов в правительстве, отметил, что в качестве "лоббиста" Счетная палата РФ еще никогда не выступала. "Счетная палата РФ хоть и обладает властью в вопросах расходования госсредств, но вот чтобы она просила за кого-нибудь - это на моей памяти впервые, - отметил собеседник. - Более того, есть опасность того, что такой "лоббист" может даже нанести вред, поскольку в Госдуме немало злопамятных депутатов, интересы которых Счетная палата уже не раз задевала. Они вполне могут провалить проект "назло" палате", - опасается собеседник.

По словам генерального директора ЗАО "Институт Волгоградгражданпроект" Андрея Куприкова, завершение строительства второй очереди метротрама для Волгограда, имеющего статус города-миллионника уже более 20 лет, "крайне необходимо". "Федеральный центр это, безусловно, понимает и, более того, готов выделять средства в объемах, соответствующих запросам. Однако чтобы получить хотя бы копейку из Москвы, необходимо предоставить грамотное обоснование в виде проектно-сметной документации. С учетом скорости и качества подготовки этих документов чиновниками городской администрации, выделение заявленных средств в ближайшее время - под большим вопросом", - считает Куприков.

Пессимистичный прогноз сделала и аналитик ИК "Финам" Юлия Голышева. По ее словам, даже если финансирование и удастся увеличить, то это произойдет не ранее следующего года. "Кроме того, деньги могут начать поступать еще позже, так что ввести вторую очередь метротрама в 2010 году не удастся, скорее нужно вести речь о 2011-2012 годах", - отмечает эксперт.

К трудностям, которые могут помешать сдать объект даже при условии стабильного финансирования из федерального центра, Голышева отнесла рост цен на металлоконструкции и остальные стройматериалы. "Повлиять на строительство может также повышение цен на вагоны и электроэнергию", - подчеркнула аналитик.

В МУП "Метроэлектротранс" при этом отметили, что для второй очереди волгоградской подземки необходимо закупить специальные трехсекционные трамвайные вагоны. "Пока приобретено два таких трехвагонных поезда, всего их требуется 16, - отметил первый заместитель генерального директора МУП "Метроэлектротранс" Сергей Колесников. - Учитывая, что один трехсекционный вагон стоит 75 млн руб, по этому пункту городскую администрацию ждут немалые затраты".

Справка. Волгоградский метротрам - единственный в России подземный трамвай. Главное его отличие от "настоящего" метро - по рельсам вместо электропоезда ходит трамвай. Первая очередь метротрама была запущена в 1984 году. Тогда же началось строительство второй очереди, которое в середине 90-х было приостановлено из-за прекращения федерального финансирования. Активное строительство возобновилось в 2004 году.