Региональное приложение "АиФ-Чувашия", почти 10 лет издаваемое ООО, учредителем которых являлся известный чебоксарский предприниматель Олег Дельман, сменило издателя. Новым партнером еженедельника "Аргументы и Факты" в Чувашии стало ООО "Издательский дом "Бизнес-среда", которое входит в состав Волжской медиакомпании (ВМК), являющееся структурным подразделением группы компаний "Савва". Договор франшизы был подписан 9 июля, его сумма не называется, сказала, ссылаясь на "коммерческую тайну", заместитель директора по связям с общественностью чебоксарского филиала ЗАО ВМК Татьяна Евдокимова. По ее словам, смена партнера никак не отразится на прежних обязательствах еженедельника перед подписчиками. Газета будет выходить, как и прежде, по средам, но с новым журналистским коллективом. На должность выпускающего редактора приглашен политический обозреватель газеты "Советская Чувашия" Михаил Вансяцкий, прежде трудившийся в пресс-службе главы Чувашии.

Таким образом, последнюю трехлетнюю борьбу за газету прежнего издателя можно считать завершившейся. Напомним, скандал между Олегом Дельманом и журналистским коллективом во главе с главным редактором Александром Беловым разразился в ноябре 2005 года. Творческий коллектив решил сам издавать газету, для чего было создано ООО "АиФ-Чувашия", который и должен был получить права на издание у центральных "Аргументов и Фактов". Однако творческий порыв не смог реализоваться: договор Москвы с прежним издателем был пролонгирован. Весь прежний коллектив чувашского "АиФа" приютила "Советская Чувашия", а главным редактором обновленной редакции стал Николай Максимов.

К смене издателя регионального приложения "АиФ-Чувашия" в республике относятся по-разному. Секретарь чувашского рескома КПРФ Дмитрий Евсеев считает, что "в вопросе полуоппозиционной газеты присутствует и политический, и экономический факторы". "Несмотря на критичность публикаций, газету трудно назвать оппозиционной, к тому же, журналисты сами боялись этого определения, - сказал ИА REGNUM Евсеев. - При этом на официальные мероприятия их не пускали. Газета развивалась сложно, пропала газета. Думаю, что Дельманам просто стало невыгодно издавать, и они ее продали".

Лидер "Патриотов России" в Чувашии Владислав Солдатов считает, что группа компаний "Савва" и ее глава Никита Колесников "расширяет сферу своего медиа-влияния из-за своих бизнес-интересов и потому что "попросили". "С одной стороны, понятно, что строительный бизнес "Саввы", нуждается в информационной поддержке, но зачем им монополия на медиа-рынке, ведь им и так оказывается мощный административный ресурс? - заявил ИА REGNUM Солдатов. - Ведь СМИ - дорогостоящее предприятие. Вероятно, "Савву" просто попросили забрать "АиФ", попросил Николай Васильевич, "в нагрузку". Наши чиновники не любят, когда о них плохо пишут, а "АиФ" писал не всегда приятные вещи. Теперь у власти будет еще одна подконтрольная газета, а оппозиционных не осталось совсем. Я верю в силу слова, точно так же, как и власти, иначе они не стали бы отнимать единственное в республике критично настроенное издание, у который неплохой тираж и число подписчиков". Солдатов уверен, что вопрос со сменой издателя решился в Москве при помощи сенатора от Чувашии Владимира Слуцкера.

"Дельман стал последним из довольно обширной когорты чебоксарских предпринимателей, пытавшихся вести медиапроект попутно с основным бизнесом с середины 90-х годов, - считает заместитель главного редактора ИА REGNUM Марина Счетчикова, - Уже в начале второго тысячелетия, глядя на развитие событий с Гусинским и Березовским, от крупных медиактивов отказались братья Ильины (экс-владельцы "МК в Чебоксарах", рекламных изданий и радио "Эхо Москвы"). Сегодня уже почти ничего не слышно о медиактивности господина Судакова (экс-партнера федеральных телерадиоканалов и "Комсомольской правды"). Общей ошибкой этих бизнесменов, на мой взгляд, являлось стремление использовать медиа как инструмент продвижения и защиты основного бизнеса в ущерб законов рынка медийного. Ни о какой свободе слова или свободе редакционной политики речь в издании АиФ Чебоксары не шла. Интересы Дельмана выглядывали из многих публикаций газеты неприкрыто. Как следствие - падение читательского интереса к изданию и вероятная убыточность проекта. Поэтому сам факт поглощения небольшого издания крупным холдингом не вызывает удивления. Однако трудно отказаться от сомнений в коммерческой успешности медиактивов ВМК в условиях отсутствия конкурентной среды в Чувашии и с учетом того, что для владельца - группы компаний "Савва" - медиабизнес не является профильным. Скорее всего, ВМК уже нуждается в постоянных финансовых дотациях и не приносит ожидаемой прибыли".

Остается добавить, что практически единственным конкурентом ВМК в Чувашии на сегодня является государство в лице федеральных телеканалов и газет." Олег Дельман не комментирует ситуацию.

Помимо "АиФ-Чувашия", ООО "Издательский дом "Бизнес-среда" издает "Московский комсомолец" в Чебоксарах", детский журнал "Классная Куча Мала". "Бизнес-среда" входит в состав одной из крупнейших в Поволжье медиахолдингов - ЗАО "Волжская Медиакомпания". ЗАО "Волжская Медиакомпания" - создана в 2006 году путем слияния региональных медиа-холдингов. В состав ЗАО "ВМК" сегодня входят в Чувашской Республике: телекомпании "Местное телевидение" (сетевой партнер СТС) и "Канал 5 Плюс" (сетевой партнер ТНТ), радиостанция "Местное радио" и еженедельник "Московский комсомолец" в Чебоксарах", рекламное агентство "Эл Пресс"; в Ульяновской области: телекомпания "2x2 на Волге" (сетевой партнер СТС) и телекомпания "Русский проект" (сетевой партнер MTV); радиостанции: "2х2", "Русское Радио", "Авторадио", "Радио 7", "Радио Культура", и "Золотое Ретро", рекламный еженедельник "Сити Симбирск"; в Кировской области: телекомпания "ТНТ-Киров". ВМК также разрабатывает теле- и радиочастоты в ряде других городов. Выручка ВМК в 2007 году составила 190 млн рублей. По итогам первого полугодия 2008 года 112 млн рублей (без НДС). Планируемый объем выручки в 2008 году - свыше 400 млн рублей.