Установившие в России высокие цены на ГСМ не связаны с ростом цен на нефть на мировом рынке. Причина роста цен на бензин кроется в непомерно раздутой розничной марже. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на заседании Клуба региональной журналистики в Москве 14 июля заявил президент Института энергетической политики Владимир Милов.

Например, по апрельским данным Росстата, отметил Милов, оптовая цена на бензин АИ-92 составляла 11 рублей за литр, а средняя розничная цена по России в это же время составляла 21 рубля. "В этих 11 рублях - издержки добычи, транспортировки, переработки; здесь же - налоги, которые составляют 5,5 рубля на литр оптовой цены. Конечно, в розничной цене есть акциз, но он составляет на 2008 год 3,6 рубля. Остальное, фактически, являлось розничной маржой".

Такая ситуация, по мнению президента Института энергетической политики, сложилась в связи с фактическим отсутствием конкурентной среды на российском рынке горюче-смазочных материалов. "Рынок сложился в ходе картельного взаимодействия 6-7 вертикально-интегрированных нефтяных компаний и региональных теневых структур и чиновников. И именно они делят эту непомерно раздутую маржу", - считает Милов.

"Выгодополучатели" от нынешних цен на ГСМ активно занимаются изучением покупательского спроса, уровня жизни в регионах, и наблюдают за реакцией на повышение цен на бензин. "Если спросовой реакции нет, то цена будет повышаться и дальше", - предполагает Милов. Кроме того, экономист отмечает, что ожидание "постоянного повышения цен" является психологически привычным для жителей России, и нефтяные картели этим активно пользуются.

Эксперт отметил, что, по его мнению, в настоящее время существует возможность снижения цен на ГСМ как минимум на 20-30%. При этом он отметил, что происходить это должно не столько с применением административных мер, сколько путем развития реальной конкуренции на этом рынке.