Новую редакцию закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора правительство РФ готовится внести в Государственную думу РФ, сообщила статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Анна Попова. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе парламентских слушаний 8 июля в Госдуме Попова отметила, что документом регламентируются все меры государственного контроля, которые предпринимает государство по отношению к бизнесу.

Попова привела данные, в соответствии с которыми более 30 федеральных органов исполнительной власти имеют те или иные полномочия по осуществлению госконтроля и еще 85 контролирующих органов находятся в субъектах РФ.

Попова подчеркнула, что новым законопроектом предлагается сократить административные барьеры при начале предпринимательской деятельности. "Нужно снять большое количество необходимых согласований, разрешений в различных инстанциях, которые проводятся очень непрозрачно по непонятным процедурам с непонятными количествами с непонятными требованиями", - сказала замминистра.

Попова отметила, что вместо многочисленных согласований, разрешений вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, то есть при начале деятельности в ряде сфер предприниматель заполняет одно уведомление, уточнила Попова. Уведомительный порядок действует в том случае, если предприниматель готовится работать в таких сферах, как гостиничные, бытовые услуги, общественного питания, розничной, оптовой торговле, перевозки пассажиров и перевозки грузов, то есть, сказала Попова, в тех сферах, где уже заняты большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства.

По словам Поповой, уведомление будет содержать исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать субъект предпринимательства. "Уведомление заполняется предпринимателем, отправляется по почте, и с этого момента предприниматель беря на себя ответственность за соответствие тем требованиям, под которыми он подписался, начинает предпринимательскую деятельность", - сказала замминистра. Попова отметила, что "учет уведомлений ведет уполномоченный орган, а сами уведомления являются открытым и прозрачным информационным ресурсом".

Новая версия закона содержит нормы, направленные на регламентацию порядка проведения мероприятий планового контроля, сказала Попова. Для плановых планерок устанавливается периодичность - не более 1 раза в 3 года, причем предусматривается преимущественное проведение документальных проверок, сказала замминистра. Плановые выездные проверки предусматриваются только в том случае, если невозможно проверить соответствие требованиям в результате документальной проверки и если это предусмотрено соответствующим административным регламентом, уточнила Попова.

Представитель Минэкономразвития подчеркнула, что законопроектом установлено максимально допустимое время для проведения проверок малого и среднего предпринимательства, в частности, для малого бизнеса общее время для проведения всех мероприятий по выездным проверкам не должно превышать 70 часов в год, а для микропредприятия - 15 часов.

Законопроект сокращает до трех основания для проведения внеплановых проверок. "Большая часть проверок, от которых страдает малый бизнес - внеплановые проверки, которые сегодня уполномочены осуществлять многие контролирующие органы и по очень широкому кругу оснований", - сказала Попова. Основаниями для проведения внеплановых проверок станут полученная информация о возникновении угрозы жизни, здоровью людей, ущерба окружающей среде, возникновению аварийных ситуаций, - сказала Попова.

Попова также подчеркнула, что законопроект устанавливает, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства выездная внеплановая проверка может быть проведена только после согласования с прокурором субъекта РФ, на территории которого те действуют.

Новый документ устанавливает перечень нарушений, при которых результаты проверок будут признаны недействительными. Попова отметила, что в число грубых нарушений попали отсутствие оснований для проведения проверки, отсутствие согласования с прокурором субъекта РФ, отсутствие уведомления о проверке и осуществление проверки вне предмета обращения. "Когда обращение по одному поводу, а проверяется все остальное", - уточнила она. Причем контролирующие органы, которые допустили нарушения будут привлекаться к административной ответственности, это касается и лиц, инициировавших выездную проверку, после которой оказалось, что все нормально. "Будет отдельная процедура которую мы будем прописывать в КоАПе при подготовке законопроекта ко второму чтению", - сказала Попова.

Согласно опросам, в частности ВЦИОМ, сказала Попова, представители малого и среднего предпринимательства говорят о том, что они испытывают серьезный пресс с точки зрения и частоты, и прозрачности контрольных мероприятий. В частности, сказала замминистра, представители отраслей промышленности говорят о том, что за полгода в среднем субъект малого или среднего предпринимательства проверяется более 6 раз. Это преимущественно внеплановые проверки. Результаты мониторинга Минэкономразвития подтверждают результаты опроса, уточнила Попова "У нас сегодня в год проходит более 20 млн проверок, а на организацию мер госконтроля государство тратит 162 млрд рублей, - это огромная цифра", - сказала Попова.

"Существенные издержки несет и бизнес, существенные издержки несет государство, а эффективность государственного контроля оставляет желать лучшего", - добавила она.