В зоне осетино-грузинского конфликта вновь обострилась ситуация. В результате обстрела имеются убитые и раненные с осетинской стороны. С чем связано резкое обострение обстановки в зоне конфликта? На этот и другие вопросы корреспондент ИА REGNUM попросил ответить 4 июля бывшего премьер-министра и главнокомандующего вооруженными силами Южной Осетии, а ныне руководителя североосетинской республиканской общественной организации "Гражданская инициатива" Олега Тезиева.

Это никакое не обострение. Это уже постоянное состояние Южной Осетии, ситуация "ни вам мира, ни войны". Но война-то такая, специфическая. Постоянные, не очень звучные, но не менее подлые провокации, точечные теракты против населения, представителей органов власти Южной Осетии. Грузинская тактика понятна - вести войну против Южной Осетии по-тихому, вести её так, чтобы её перестали замечать международные друзья господина Саакашвили, которых он убаюкал своими речами о мирных подходах в урегулировании. Эту подлую войну не замечают сегодня ни европейцы, да и Россия перестала замечать. Хотя на такой вопиющий факт, как артобстрел жилых кварталов прошедшей ночью реакция, я уверен, будет.

Мы не видим никакого "предметного" развития тех поручений о "предметной" поддержке Южной Осетии, о которых было заявлено весной на самом высоком уровне. Позиция получается в итоге беспредметная. В Южной Осетии сегодня - острая потребность в том, чтобы все-таки начали осуществляться такие внятные и конкретные проекты, чтобы Грузия вернулась к адекватности, поняла, что Южная Осетия хотя бы и очень маленькая, но не одна. Регулярная наглость грузинских силовиков и спецслужб возможна только потому, что они возомнили о своем превосходстве над маленькой Южной Осетией.

Вот для того, чтобы не было таких шапкозакидательских настроений в Тбилиси нужно развернуть конкретные проекты, адресные, социально-экономические проекты, рассчитанные на улучшение жизни людей, на привлечение туда ресурсов, инвестиций, а с ними - и возвращение в Южную Осетию десятков тысяч осетин.

ИА REGNUM: Как Вы прокомментируете уже целую информационную кампанию по раскрутке тезиса о внутреннем расколе в осетинском обществе?

Никакого раскола в осетинском обществе нет. Все мы солидарны в том отношении, что Осетия была и будет единым организмом, единым обществом. И север Осетии, и её юг. И отечеством для осетин по обе стороны Кавказского хребта является Россия. Когда эта простая вещь дойдет до мировой политики - будет прогресс. Что касается разных политических игр вокруг Осетии и внутри неё, они всегда будут вестись. Вот какие-то западные эксперты-умники насоветовали грузинам создать проект Санакоева. Абсолютно неумная, дешевая игра. Санакоев - маргинал, ставший предателем. Это прямой коллаборационизм с врагом, который обстреливает твой дом из артиллерии. Очароваться Санакоевым и такими "отвлекунчинками", которые Грузия создает в Курта, могут только очень недалекие или заблудившиеся люди.

И в Северной Осетии есть такие люди. Алан Чочиев и Джабраил Габачиев сегодня заблудились между Куртой, Тбилиси и Цахкадзором. Видимо, людей начала увлекать роль "третьей силы в Южной Осетии". Видимо, они давно не бывали в Цхинвале и оторвались от реальности. Тот максимальный идеологический треск и шум, который создается ими и вокруг них, наводит на мысль, что это часть хорошего проекта, но хорошего - не для Осетии. А то, что в этом проекте забрасывается идейка о независимости единой Осетии от России - только свидетельствует о полной неадекватности авторов и исполнителей. Этот треск и шум - только в головах самих персонажей. Но такую ахинею подхватывают в Тбилиси и других столицах, начинается разная подкормка, создание из маргинальных персонажей якобы политической альтернативы для режима в Южной Осетии.

ИА REGNUM: Но в той полувоенной кризисной ситуации, в которой искусственно поддерживается сегодня Южная Осетия, - насколько такая альтернатива обречена, или у нее есть шансы?

То, что проект Санакоева провалился, в этом и ответ. Никакой альтернативы государственности Республики Южная Осетия, её избираемым властям не существует. Это должны понять в Тбилиси. Нет никакой другой Южной Осетии, которую бы вы могли для себя выдумать, достать из рукава, или пригласить откуда-нибудь, хоть бы из владикавказских квартир. Есть избранное руководство, плохое оно, хорошее, но ведите диалог с ним. Его убеждайте, какие вы белые и пушистые. Для вас не будет в ближайшие конституционные сроки никаких более удобненьких и идеологически продвинутых переговорщиков, кроме Кокойты.

Для нас внутренняя проблема в другом. Эта проблема в неэффективности властей Южной Осетии, в том страшном кадровом голоде, который здесь есть, в неправильном отношении к критике, в отсутствии профессионализма и исполнительской дисциплины в органах власти, в непрозрачности социального бюджета. У нас много претензий к властям, но это наши внутренние проблемы, и Грузии не должно быть до этого никакого дела. Пусть она лучше думает о том, что та политика враждебности и противостояния, которую Саакашвили развязал против России, а Южная Осетия - это только следствие этой антироссийской линии Грузии, пусть подумает, как это скажется в долгосрочном плане на самом грузинском народе. Самое главное - пора прекращать политику провокаций и террора. Нужно садиться за стол переговоров и договариваться о нормализации жизни людей, об их будущем.